В.Н. Федоткин: Проект федерального закона о бюджете на три года закрепляет бедность в России

10 октября на заседании Госдумы от имени фракции КПРФ в Госдуме выступил В.Н. Федоткин.

— Уважаемые коллеги, мы с вами начали работать над проектом закона «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов». Вот в связи с этим я бы хотел остановить ваше внимание на некоторых вопросах, которые, на мой взгляд, имеют принципиальный характер.

Несколько месяцев назад вот с этой трибуны я проводил анализ того, как мы принимаем федеральные бюджеты. Анализ показал, что из года в год мы слышим одни и те же бюджетные речи представителей правительства, одни и те же аргументы, мы делаем одни и те же замечания, примерно говорим одно и то же, даем одни и те же предложения, и они каждый год, как правило, не принимаются. А потом через год слушаем опять одно и то же объяснение правительства, почему они не выполнили в полном объеме свой же федеральный закон. То есть складывается целая система.

Сегодня я хотел бы остановить ваше внимание не на принятии, а на исполнении федерального бюджета за несколько лет. Здесь есть ряд вопросов, над которыми, думаю, нам всем надо серьезно подумать.

Итак, что повторяется из года в год как система? Каждый год мы слышим, что целый ряд основных задач, которые прозвучали в Бюджетном послании президента, не выполняются. Так было в 2009 году, так было в 2010, 2011, так было в 2012. И вот три месяца назад, в этом году, вновь Президент России Путин распекал министров и других руководителей за то, что не выполняются задачи, которые он поставил, когда был кандидатом в президенты, когда стал президентом, подтвердил их в форме указов.

Возникает вопрос: это снова система или, может быть, задачи в том законе, который нам предложили, поставлены неправильно? И почему не выполняя указания президента, практически вся команда остаётся на своих очень высоких, а порой и ключевых постах? Та же картина у нас будет наблюдаться и в будущем году, и в 2015, и в 2016 году.

Ну, вот посмотрите, федеральный бюджет на 2014 год, в нём сокращаются разделы на образование на 94 миллиарда рублей, здравоохранение — 65 миллиардов, социальная политика — 54 миллиарда, ЖКХ — 38 миллиардов. Так возникает вопрос: а за что же тогда Путин распекал своих министров, своих подчинённых?

Отсюда вывод и первое предложение. Давно уже необходима система, которая обеспечит наконец решение поставленных перед Россией задач развития. Нужна система стратегического планирования. Закон о ней не только назрел, но уже и перезрел. И нужна, в конце концов, система безоговорочной ответственности чиновников не за свои слова и намерения, а за развитие России. Сегодня ни того, ни другого, к сожалению, нет.

Второй момент. Мы ежегодно с вами указываем на огромный отток национального капитала из России, требуем от правительства принять меры, чтобы национальный капитал остался в стране и работал на Россию.

Правительство соглашается с нами ежегодно и ничего не делает. Вот несколько недель назад министр экономического развития Улюкаев на всю страну сказал, что в этом году в первом полугодии в три раза возрос приток иностранного капитала в Россию и составил 50 миллиардов долларов. Но за две недели до этого вот с этой трибуны он говорил, что в этом году из России убегут 70 миллиардов долларов наших национальных денег. Как же так получается? Свои деньги мы выталкиваем, а за счёт других хотим быть счастливы и развиваться?

Так не бывает и так не будет.

Получается, отсюда второй вывод и предложение. У нас до сих пор нет с вами ни пряника, ни кнута. Огромная сумма налоговых льгот, которые мы даём, фактически неэффективны, потому что они никак не работают на задачу развития России. И в то же время нет серьёзных санкций тем, кто укрывается от налогов в офшорных зонах. Подчёркиваю ещё раз, ни пряника, ни кнута.

Отсюда третий вывод и предложения. Надо коренным образом пересмотреть всю систему стимулов для тех, кто готов работать в России и на Россию, и создать систему реального наказания ответственности для тех, кто вывозит капитал.

Третье предложение. Вот очень много мы слышим с разного уровня трибун от президента, правительства до этой трибуны, что у нас нет национальной идеи, которая могла бы всех объединить и помогать развиваться России. Да есть такая идея. И наша фракция об этом 100 раз говорила. Это идея борьбы с бедностью, и материальной бедностью, и духовной бедностью. Но под ней нужны реальные меры и деньги. Предложенный нам проект федерального закона о бюджете на три года как раз, наоборот, закрепляет бедность в России.

Ну, посмотрите, в законе устанавливается величина прожиточного минимума пенсионера. 2014 год — 6 354 рубля, 2015 год — 6 546 рублей, 2016 год — 6 965 рублей. Попробовали члены правительства сами бы прожить на эти деньги.

Теперь шире, о пенсионерах ко всем нам. За прошлый год стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по стране, она составила шесть тысяч… 2608 рублей и возросла в месяц на 186 рублей. Но поскольку питаться-то всем надо не раз в месяц, а каждый день, то прирост составил шесть рублей в день, вот этот прирост. А мы о чём-то говорим, как о прогрессе, о движении вперёд.

А прирост пенсий в прошлом году какой был, если кто-нибудь считал? 21 рубль в день. И мы говорим, что мы поддерживаем пенсионеров. Мы консервируем нищету.

Четвёртое. Полтора года назад Путин поставил задачу создать или модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Но модернизация экономики начинается в школе, наверное, это всем понятно.

Тогда почему в предложенном нам проекте федерального закона о бюджете расходы на общее образование по отношению к текущему 2013 году сокращаются в 5 раз? Я подчёркиваю, в 5 раз.

Поэтому отсюда четвёртый вывод и предложение. Надо восстановить финансирование образования хотя бы в том объёме, чтобы выполнить задачу создания 25 миллионов современных рабочих мест. Сегодня она ничем не подкреплена.

Пятый момент. Интересная картина вырисовывается, когда анализируешь исполнение федерального бюджета по разделам классификации расходов. В прошлом году превышен уровень финансирования  на полицию.

А что же недофинансировано? Вот обратите внимание, недофинансировано образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, культура, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство. Так было в прошлом году, так было в 2011 году, так было в 2010 году и так было в 2009-м. Перевыполняем финансирование на полицию и недофинансируем на образование, на здравоохранение, на культуру, и так далее. Снова система. Возникает вопрос: братцы, а какое государство мы с вами-то строим?

Пятый вывод и предложение. Считаю, что нам с вами, Государственной Думе, нужно занять более активную позицию по этому вопросу. Мы принимаем закон о бюджете, мы утверждаем отчёт о его исполнении, мы должны требовать от правительства, чтобы средства выделялись и осваивались равномерно, а не в конце года и не всё одним за счёт других.

Шестое. Помните, весной прошлого года с этой трибуны отчитывался за работу правительства Путин, тогда он был председателем правительства. Хочу процитировать несколько его высказываний, именно процитировать. Первое высказывание. Наша экономика в полном объёме преодолела последствия кризисного спада, нам с вами за эти результаты не стыдно. Это было год с небольшим в этом зале, с этой трибуны.

Второе. Цитирую снова. Позитивная динамика отмечается по всем ключевым показателям развития, по всем, вторично подчеркнул Путин.

И третье. Мы будем наращивать государственную поддержку социальной сферы. Прошло ровно три месяца после этого выступления, и пошёл обвал экономики по всем направлениям.

Возникает простой вопрос. Братцы, кто готовил доклад главе правительства, кто готовил ему аналитику: люди, которые не могут просчитать? Будущее России не только на пять лет, не только на год, даже на три месяца они не могут просчитать. Какие же это профессионалы? И они вносят проект федерального бюджета на три года.

Другой пример. Помните 12 декабря прошлого года: Послание президента Федеральному Собранию. Он там много говорил о культуре, о духовности, о нравственности, о духовных скрепах. Правильно говорил.

Берём нынешний проект федерального закона о бюджете на три года. Да там же нам предлагают сократить финансирование культуры. Снова возникает вопрос: кто готовил президенту Послание, которое он в декабре читал? Они что совсем финансово неграмотные?

Дорогие товарищи, президент периодически устраивает разгоны министрам и другим руководителям. Ну, по-моему, от них всё меньше и меньше толку. Похоже, к этим призывам все привыкли, и никто на них не обращает внимания. Как при Горбачёве: президент живёт своей жизнью, а подчинённые — своей.

И отсюда последний шестой вывод. То, что нам предложили — это не бюджет развития России, а бюджет торможения развития. И нечего кивать на Запад, все причины внутри нашей страны.

Я считаю, что предложенный нам проект бюджета надо не поправлять, не дополнять, его надо полностью переписывать. Другого нам сегодня не дано. Спасибо (Аплодисменты).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *