Гудбай, Америка: Chevrolet и Opel уезжают из России

МОСКВА, 18 мар — РИА Новости/Прайм. Российские покупатели до конца года попрощаются с двумя наиболее популярными марками американского автогиганта General Motors: в 2015 году отечественный рынок полностью покинет немецкий бренд Opel и массовый сегмент марки Chevrolet.

GM сфокусируется на премиальном сегменте российского рынка с помощью бренда Cadillac и легендарных американских моделей Chevrolet, таких как Corvette, Camaro и Tahoe. Chevrolet минимизирует свое присутствие в России, а Opel полностью покинет российский рынок к концу года. Все производственные мощности концерна на территории РФ также будут свернуты.

"Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой", — сказал президент GM Дэн Амманн.

Уходит

Как сообщил РИА Новости официальный представитель GM, компания прекращает собирать автомобили в режиме промышленной сборки на своем заводе в Ленобласти 18 марта, а крупноузловая сборка продолжится до конца июня.

"В конце июня завод будет полностью законсервирован. До конца июня будет продолжаться крупноузловая сборка машин, после этого — консервация завода. Единственная причина — экономическая", — сказал собеседник агентства. В режиме промсборки GM производит на заводе в Ленобласти самые массовые автомобили из своего модельного ряда — Opel Astra и Chevrolet Cruze. В 2014 году предприятие выпустило 36,7 тысячи машин, что на 45,3% меньше, чем в 2013 году.

Не оставит GM производство и на двух других своих площадках — в Нижнем Новгороде и Калининграде. "Контрактная сборка автомобилей на ГАЗе прекратится в 2015 году", — сообщает концерн. На мощностях "Группы ГАЗ" GM с 2013 года производит Chevrolet Aveo седан и Chevrolet Aveo хэтчбек. Годовой объем выпуска составляет около 30 тысяч седанов и хэтчбеков Aveo. Производство Aveo на Горьковском автозаводе организовано по полному циклу, то есть включает все основные производственные операции: сварку, окраску, сборку. В "Группе ГАЗ" заявление американского концерна комментировать отказались.

Последний автомобиль GM сошел с конвейера калининградского "Автотора" в марте, рассказал в свою очередь РИА Новости пресс-секретарь предприятия Сергей Луговой. По его словам, GM еще в феврале объявил о переводе всего своего производства с калининградских предприятий в Петербург.

"В последнее время стало понятно, что GM не готов инвестировать в реализацию намеченных планов. В этой связи становилась бесперспективной работа по локализации компонентов и дальнейшее сотрудничество в рамках проекта GM в Калининграде", — добавил президент "Автотор-Холдинга" Валерий Драганов. На предприятиях "Автотора" GM выпускал методом крупноузловой сборки большую часть модельного ряда, продаваемого в России.

Таким образом, единственным производством GM в России останется СП GM-Avtovaz по выпуску внедорожника Chevrolet Niva.

"Совместное предприятие GM-Avtovaz продолжит производить и продавать Chevrolet Niva текущего поколения", — подтверждается этот факт в сообщении на глобальном сайте GM в России.

Судьба анонсированного второго поколения популярной модели пока не ясна — на днях стало известно о том, что СП расторгло контракт с генподрядчиком строительства завода по выпуску этой модели, который был намечен на 2016 год.

Причины

"Изменение нашей бизнес-модели в России является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на рынках, где мы присутствуем", — объясняет в сообщении концерна президент GM Дэн Амманн.

"В настоящий момент наши автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации", — сказал гендиректор Opel Group Карл-Томас Нойманн.

Озвученные решения обойдутся GM "в копеечку". Затраты составят около 600 миллионов долларов, из них примерно 200 миллионов долларов на реструктуризацию в неденежном выражении. Они пойдут на кампании по стимулированию продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на расходы, связанные с сокращением сотрудников.

На рынке не сладко

Дела с продажами сейчас обстоят не очень радужно у всех производителей, в том числе иностранных, занимающихся промсборкой в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в феврале сократились на 37,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В частности, продажи GM упали на 78,1%. Это стало значительным, но не самым большим падением. Например, продажи PSA Peugeot Citroen, который как и GM, имеет производство в РФ, снизились на 83,3%. Однако остальные иностранцы пока не планируют делать столь громких заявлений.

"Иные компании, осуществляющие деятельность в рамках механизма промышленной сборки, не заявляли намерения об уходе из страны", — сообщила РИА Новости пресс-секретарь главы Минэкономразвития РФ Елена Лашкина.

"Мы стабильно работаем — в три смены, пять дней в неделю. Приостановок не планируем. Людей не сокращаем", — отметила в свою очередь представитель ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (Hyundai), выпускающего в Петербурге Hyundai Solaris и Kia Rio.

Лашкина также сообщила, что Минэкономразвития ожидает возврат к росту рынка автопрома в России уже в 2016 году, а при повышении цен на нефть и смягчении санкций Запада в 2017-2018 годы он вернется к уровню 2013 года.

За все ответят дилеры

Уход массовых моделей Chevrolet и полное снятие продаж Opel c российского рынка в первую очередь скажется на дилерах, считает президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РоАД) Владимир Моженков.

"Двести девяносто четыре дилерских предприятия Opel и GM в России, куда российские инвесторы, малый и средний бизнес вложили десятки и десятки миллиардов рублей", — отмечает он. В четверг в РоАД будет собран экстренный совет, на котором будет выработана позиция организации, сказал Моженков.

"В целом она следующая — будем защищать каждого дилера. Не хотелось бы думать, что это конъюнктурно-политический шаг со стороны GM, который является третьим по величине автоконцерном в мире", — добавил он.

Дилерская сеть узнала о решении концерна из СМИ и, видимо, российский импортер GM был не очень в курсе этого решения, считает источник РИА Новости из дилерской сети в Петербурге. Не совсем понятно, почему компания решилась на этот шаг именно сейчас, оставляя своих дилеров фактически у разбитого корыта, рассуждает он.

Дилеры понесут колоссальные убытки, констатирует топ-менеджер одного из московских дилеров марки. По его словам, GM предъявлял очень большие требования к оформлению дилерских центров своих марок и поэтому теперь особенно тяжело придется тем ритейлерам, у кого бренды концерна были единственными в портфеле марок. По оценке топ-менеджера, концерну нужно выплатить минимум 3-4 миллиарда рублей компенсации своим дилерам, однако исков будет гораздо больше.

Владельцам на заметку

"Последствия такого решения будут в первую очередь для владельцев Opel и Chevrolet", — уверен исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. Несмотря на обещания обеспечить сервис, проблемы будут возникать, дилеры будут отказываться от исполнения обязательств, считает он.

"Второй момент — снизится остаточная стоимость машин, продать их будет сложнее и по более низкой цене", — констатирует Удалов. Сам GM получит серьезные имиджевые потери — возвращаться будет тяжелее, говорит он.

"Причины — рынок падает, серьезное снижение продаж. Дальше нужны инвестиции, менять модельный ряд. Раньше других резко подняли цены. При такой ценовой политике им не на что надеяться на рынке сейчас", — отмечает аналитик.

В среде автопроизводителей произойдет перераспределение долей рынка между оставшимися игроками, говорит директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко.

"Дополнительный эффект решения GM скажется на падении производства. Компания, скорее всего, постарается смягчить ситуацию для своих партнеров, будут попытки помощи в миграции на другие бренды, работой со стоками и так далее", — уверен Литвиненко.

РИА Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *