В.Н. Федоткин: о «резиновых» квартирах (полная текстовая версия)

Наверняка не я один вспоминаю о советском периоде, когда было такое понятие как дружба народов. Учились, работали, жили рядом, помогали друг другу. Во время Великой Отечественной войны вместе защищали  общую Родину. После войны – вместе её восстанавливали. И с гордостью говорили: «Мы советские люди».

Сейчас другие времена, другая политика. Многое изменилось, точнее, сознательно изменили. И вот уже другие проблемы…

В конце 2012 года Президент Российской Федерации В.В.Путин внёс в Государственную Думу РФ  законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В народе он известен как  законопроект о «резиновых»  квартирах. Это жилые помещения, в которых регистрируются десятки, а порой сотни людей, но которые фактически в них не проживают.  Иногда это делается через продажу долей в жилом помещении. Доли порой  доходят до одной двухтысячной или даже до одной пятитысячной  жилого помещения. Причём это нередко двух-трёхкомнатная квартира размером 50 или 60 квадратных метров. Но даже продажа одной двухтысячной доли даёт основания для того, чтобы претендовать на регистрацию в этом жилом помещении! Естественно, здесь никто не живёт и не может жить. То есть налицо  по сути дела фиктивная регистрация.

Кроме того, искажается статистика (в которую вкладывают немалые средства), осуществляющая миграционный или регистрационный учёт. А это значит, должна меняться  инфраструктура: нагрузка на детские сады, школьные и медицинские учреждения. Появляются проблемы у правоохранительных  органов  – не всегда можно найти того, кто прописан в этом доме. Немало есть и других вопросов. 

Власть не знает, сколько в стране  сегодня мигрантов. Называют от 7 до 12 миллионов. Это в 5-7 раз больше, чем все российские вооружённые силы. Причём толком никто во власти не знает и другое: где многие из мигрантов прописаны, где живут, каково их здоровье, где работают и чем конкретно занимаются. Сколько нарушений и болезней разносится по стране!

Проблема «резиновых» квартир действительно очень серьёзная. В 2011 году  было  зафиксировано около 6,5 тысяч адресов, где суммарно было зафиксировано  около 300 тысяч мигрантов, то есть почти 50 человек на квартиру. Понятно, что большинство из тех, кто зарегистрирован, здесь не живёт. А где?

Решение этих проблем предполагает внесение изменений сразу в 5 федеральных закона: «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания  жительства в пределах РФ», Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс  об административных нарушениях.

Наибольшую обоснованную тревогу у русских и вообще у коренных жителей  вызывает  принятие  именно  второго закона – о праве на свободное передвижение, выбор места  пребывания и жительства. Оснований для этого предостаточно. Да и наказание достаточно суровое. «Фиктивная регистрация наказывается: 

— штрафом от 100 до 500 тысяч рублей;

— штрафом в размере заработной платы или иного дохода  осуждённого за период до трёх лет;

— принудительными работами на  срок до трёх лет;

— лишением свободы до трёх лет.

Но нередко люди становятся  нарушителями не по своей вине.

1. Многие, не имея возможности найти работу там, где прописаны, вынуждены временно переезжать в другие  города  (например, в Рязань или в Москву). Здесь можно найти работу, снять в наём комнату  или хотя бы койку, а вот зарегистрировать своё нахождение, как правило,   на законных  основаниях -невозможно. Вот и ищут  люди обходные пути. И становятся нарушителями.

Немало и  других вариантов стать нарушителями.

2. Молодая семья живёт в  отдельной, достаточной квартире. Но с годами появляются и вырастают дети. Они женятся или выходят замуж. У них появляются свои дети. Становится очень тесно. Дети где-то снимают квартиру, оставаясь зарегистрированными в старой.

3. Нередко молодая жена переходит жить к мужу, оставаясь прописанной у родителей. Или наоборот, муж переезжает к жене, тоже оставаясь прописанным у родителей. 

4. Люди уезжают из ветхого или аварийного жилья, поскольку жить здесь уже просто невозможно. Но и не выписываются, надеясь, что  власти когда-нибудь выполнят свои обещания – дадут жильё. А до этого они тоже попадают в нарушители.

5. Временный переезд детей для ухода за больными родителями. Но это «временное» может затянуться на 3, 4, 6 и более месяцев. Тоже нарушение. 

Список таких нарушений можно было бы продолжить. И главное на них мы не получили ответа у разработчиков закона. А именно эти случаи и вызывают обоснованную тревогу  у русских и других коренных жителей России.

В первом чтении законопроект был с оговорками принят 15  февраля этого года. Второе голосование, видимо, буде в мае месяце. Но, прежде необходимо очень серьёзно его переработать. Да, контроль за приездом, пребыванием, местом жительства и работой мигрантов нужен. Но прежде нужно решить главные вопросы.

1. На наш взгляд, нельзя в одном законе решать судьбу и мигрантов, в том числе нелегальных, и коренных жителей России. Нельзя устанавливать одинаковые меры наказания. Нужны разные законы. 

2. Очень спорным является утверждение, что такой закон нужен в отношении русских и других коренных жителей страны. Вначале нужно создать условия для нормальной работы и зарплаты, доступного жилья и т.д. Многие «нарушения» сразу исчезнут.

3. Приезд мигрантов должен производиться «под запрос». Если действительно нужно руководству какого–то района или города дополнительные рабочие руки, оно должно делать конкретный и обоснованный заказ, обеспечив для приезжающих жильё и временную прописку. То же самое, при необходимости, должны делать и предприниматели.

4. Приглашение  мигрантов должно рассматриваться как крайний случай решения какой–то проблемы. Приглашать нужно только специалистов, если на данной территории  таких нет. Приезд остальных мигрантов, в том числе и нелегальных, снижает спрос на своих работников, уменьшает их заработную плату.

5.Прежде чем принимать решение о приглашении рабочей силы со стороны, нужно внимательно посмотреть насколько эффективно используются имеющиеся деньги бюджета или приглашающего предпринимателя. Если деньги тратятся на какие-то помпезные развлечения, приобретение собственности за рубежом, а не на развитие территории или производства, едва ли власти должны удовлетворять такую заявку на приглашение рабочей силы со стороны.

Есть ещё целый ряд предложений от депутатов-коммунистов. Все они переданы в профильный комитет для доработки закона. От их принятия будет зависеть наше дальнейшее голосование.

В.Н. Федоткин — депутат Государственной Думы ФС РФ,

первый секретарь Комитета Рязанского областного отделения КПРФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *