Н.В. Коломейцев: На голом месте инновации и модернизация экономики не пройдут

6 июля на пленарном заседании Государственной Думы с политическим заявлением от имени фракции КПРФ выступил депутат Н.В. Коломейцев. Он поднял проблемы модернизации промышленности в России и, прежде всего, сельскохозяйственного машиностроения.

— Уважаемый Председательствующий! Уважаемые коллеги!

Президент Медведев обратился к Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ с бюджетным посланием. В нем перечислен целый ряд задач, которые предстоит решить с помощью средств Федерального бюджета. Но в нем нет главного: за счет чего, за счет какой производственной базы будут решаться поставленные задачи? Это во-первых.

А во-вторых, исполнение бюджета в России законодательная власть не контролирует. Рекомендации Счетной Палаты РФ, сделанные на основе аудиторских проверок, вовсе не означают, что информация о многомиллиардных аферах (1 трлн рублей за 2010 год) станет основанием для возбуждения уголовных дел. В США же, например, Конгресс реально следит за исполнением бюджета и, таким образом, предотвращает возможные злоупотребления властей. У нас этого нет.

Теперь по существу. Сегодня на высшем уровне самые модные слова: инновации, модернизация, нанотехнологии, диверсификация экономики. Судя по всему, наши руководители считают, что если везде вкрутить энергосберегающие лампочки, то в результате мы войдем в пятёрку самых развитых держав мира.

Но на голом месте инновации и модернизация экономики не пройдут. Это возможно только на основе промышленного производства, обеспечивающего нормальную жизнь государства.

В основе экономического роста везде и всегда лежало развитие промышленного производства, машиностроения, станкостроения, транспорта, энергетики, электронной техники и др. А на пустыре рывок в будущее не возможен.

Возьмем сельхозмашиностроение, прежде всего, производство тракторов и комбайнов. На данный момент ситуация здесь такова: за последние 20 лет машинотракторный парк в агроромышленном комплексе сократился более чем в 2,5 раза. В 1990 году он насчитывал 1365 тыс. машин, а на 1 января 2011 года — всего 505 тыс. Даже в годы Великой Отечественной войны парк тракторов вырос с 68 тысяч в 1941-м до 75 тысяч в 1945-м.  А энергообеспеченность гектара пашни в 2 раза ниже минимально необходимой. То, что я перечислил – это основные причины сокращения производства сельхозпродукции в 1,5-1,6 раза и уменьшения посевных площадей на 36 млн Га. Мы потеряли сейчас примерно столько же, сколько в СССР было поднято целины в 1960-е годы.

Из-за низкой обеспеченности сельхозпроизводства современными тракторами, в большинстве хозяйств применяются устаревшие (экстенсивные) технологии, в связи с чем имеем недобор урожая, достигающий 15 млн. тонн зерна и другой продукции. Отечественных тракторов в 2009 году произведено всего 3,3 тысячи штук, в том числе сельскохозяйственных 1,46 тысяч штук, а в 2010 3,07 тысяч, из них сельскохозяйственных — всего 0,9 тысяч штук. К 2011 году полностью прекратили производство Алтайский и Липецкий тракторные заводы. А первенец первых советских пятилеток Волгоградский ТЗ, производивший до 76 тыс. тракторов в год, выпустил в 2010 году (год своего 85-летия) лишь 41 трактор!

В производстве в основном находятся устаревшие, малопроизводительные тракторы, разработанные 30-40 лет назад. Заводы окончательно теряют как производственно-технический и конструкторский потенциал, так и квалифицированные кадры. Численность работающих на тракторных заводах сократилось с 219 тысяч человек до всего 19 тысяч.

Крайне ослаблена и научно-техническая база отрасли. Прекратили свое существование 20 ведущих отраслевых институтов: НИИ Сельхозмаш, Гипротракторопроект, АНИТРШ, НИИТ Маш, НАТИ и другие. Упразднены многие конструкторские и технологические бюро. Ничтожны объемы финансирования НИОКРов (в сотни раз ниже, чем за рубежом). Технологическое оборудование изношено более чем на 75-80%, из-за чего производительность труда в среднем по отрасли проигрывает аналогичным зарубежным фирмам в 10-15. Соответственно, так же отстает и качество продукции.

В связи с отсутствием современных отечественных тракторов, сельхозпроизводители вынуждены покупать зарубежные трактора, более дорогие, но более надежные и эффективные. Спрос на них быстро растет и значительно опережает приобретение отечественных. Также разрушена система подготовки и переподготовки современных кадров в сельскохозяйственном машиностроении.

Нет и конкретной программы развития отрасли. Будущее отечественного тракторостроения вызывает серьезное беспокойство. А Россия, как мировая сельскохозяйственная держава,  не сможет обойтись без собственного тракторостроения и машиностроения.

Эта проблема многократно рассматривалась Правительством России, в Госдуме и в Совете Федерации. Было принято более 18 позитивных постановлений и решений, однако до сих пор они остаются невыполненными. Уже давно пора спросить с министра В.Б.Христенко и президента концерна «Тракторные заводы» М.Г.Болотина за допущенный развал отечественного тракторостроения.

Учитывая важность решения проблемы машинно-технологического обеспечения сельскохозяйственного производства АПК России и обеспечения устойчивого развития отечественного тракторостроения необходимо разработать и утвердить программу развития тракторостроения для АПК до 2020 года, имея в виду создание необходимых мощностей по производству конкурентоспособной тракторной техники, с учетом потребностей сельского хозяйства в стране и экспорта.

Также, по расчетам, для реализации инновационного развития сельского хозяйства к 2020 году парк тракторов в физическом исчислении должен будет составить 850 тысяч, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, зерноуборочных комбайнов — 250 тысяч, соответственно в 1,9 раза больше, посевных комплексов 95-100 тысяч, почвообрабатывающих орудий нового поколения — 400-450 тысяч единиц. Общая мощность парка мобильных энергетических машин для сельского хозяйства оценивается в 300 млн л.с. или 3 л.с. на 1 Га пашни против 1,6 л.с. в 2010 году.

Это позволит увеличить производство сельхозпродукции к 2020 году в 1,5 — 1,8 раза, повысить производительность труда в сельском хозяйстве минимум в 3-4 раза, снизить затраты материальных ресурсов на единицу продукции в 2-2,5 раза, обеспечить экологические требования и др.

И последнее. Тракторостроение — это то же танкостроение. А предложенный Россией Таиланду основной боевой танк Т-90 проиграл украинскому танку Т-84 «Оплот». Сумма сделки за 200 танков была обозначена в 230 млн. долларов, которые мы, в итоге не получили – а значит, потеряли.

К слову, руководителям государства следует знать, что одно рабочее место в селе создает 8 рабочих мест в других отраслях народного хозяйства.

И в этой связи оценить, почему золотовалютные резервы России в размере 524 млрд долларов подпитывают экономику США и ЕС, а внешний долг России на вчерашний день составлял 532,222 млрд долларов, а чистый отток капитала составил 31,2 млрд долларов. Сколько бы заводов можно было построить в России на эти деньги, сколько можно было организовать рабочих мест?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *