Нечистые на руку дельцы не упустили свой шанс извлечь прибыль из нового культа вокруг старого театра. Западные СМИ о реконструкции Большого театра

Большой театр в Москве вновь открывает занавес: перелистнув советскую страницу истории, он возвращается в имперскую эпоху. Ремонтная сага была ознаменована коррупционными скандалами, и об истинном бюджете проекта судить невозможно, пишут СМИ, не сомневаясь, что он побил все рекорды в мире. Сегодня на открытии ожидаются Путин, Медведев и Меркель.

Большой театр, остающийся синонимом величия России, перелистнув советскую страницу истории, возвращается в прекрасную имперскую эпоху, после долгой реконструкции обретя былой блеск, пишет La Croix.

«Мы проделали огромную работу, чтобы вернуть роскошь той эпохи», — рассказывает Михаил Сидоров, директор департамента по связям с общественностью инвестиционной группы «Сумма Капитал», генподрядчика реконструкции. Для этого требовалось привлекать специалистов по почти исчезнувшим ремеслам, подбирать особые материалы. Еще совсем недавно дрели на сцене соседствовали с контрабасами в оркестровой яме. Для завершения шестилетней стройки было привлечено 3600 рабочих, пишет газета.

Вначале, в 2005 году, реконструкцию планировалось завершить за три года, «однако ремонтная сага была ознаменована коррупционными скандалами, в результате которых счет раздулся настолько, что об истинном бюджете судить невозможно из-за множества подозрений в хищениях», подчеркивает корреспондент. «Мы не комментируем действия наших предшественников», — заявляет представитель «Сумма Капитал». В 2009 году по требованию Кремля контроль над стройкой перешел к компании близкого к властям олигарха, сообщает издание, «известия о коррупционных скандалах поступать перестали, но никакого расследования проведено не было».

Сегодня вечером в честь открытия после шестилетней реставрации Большого театра в Москве с размахом пройдет гала-концерт, на котором будут присутствовать Путин, Медведев и Меркель, коронованные особы и звезды, пишет Анна Зафесова, озаглавив свой материал в La Stampa «Большой эксгумировал имперскую Россию».

Большой пережил три пожара, нацистские бомбардировки и даже реконструкцию, после которой, как многие думали, театр не выживет. Но нет: в пятницу, 28 октября, состоится торжественное открытие, говорится в публикации. Кое-кто готов был заплатить до 50 тыс. евро, лишь бы посетить это мероприятие, однако ни один билет не продавался: все 1768 мест распределены Кремлем, заплатившим за самую дорогостоящую реставрацию в истории музыки 500 млн евро.

«Герб СССР исчез не только с занавеса, но и с фронтона, где вновь установлен орел с короной. «Сегодня зал Большого — это золотая сверкающая шкатулка с амурами, музами, гирляндами и кариатидами, помимо вездесущих царских орлов, вернувшихся не только в ложу Сталина, но и на гобелены, с которых они были вырезаны после революции. О советском прошлом ничего не напоминает: за основу был взят XIX век, когда театр, основанный Екатериной в 1776 году, был восстановлен после пожара. По словам инженеров, ему подарена новая жизнь: три тысячи реставраторов годами работали над каждым листочком, фрагментом мозаики, используя архивные материалы. Но в новом Большом используются и современные достижения: компьютеризированная сцена с семью платформами, расширенная оркестровая яма, новый подземный зал для репетиций и концертов. То, что в советские времена носило название «Бетховенский зал», вновь обрело старое название — «Имперский зал», вместе с пурпурной и золотой гаммой и непременными орлами», — пишет Зафесова.

«Три царя праздновали свою коронацию в московском Большом театре, а после коммунистической революции 1917 года Ленин возвестил с его сцены о рождении Советского Союза. Театр стал официальным лицом коммунистической утопии, — пишет Саймон Шустер, обозреватель журнала Time. — По советскому преданию, солдаты на фронтах Второй мировой войны носили с собой на удачу две фотографии — Сталина и примы-балерины Большого театра».

К концу 1990-х Россия фактически стала банкротом. Бюджет Большого с трудом покрывал зарплату балерин. Туры за границу прекратились. Обветшавшее здание театра стало отражением современного общества — вот почему его возрождение наделало столько шума. Сегодня театр открывается после шестилетней реставрации ценой в 700 млн долларов, что в 16 раз превышает бюджет, — во многом потому, что большая часть денег была разворована и растрачена.

Роскошь реконструированного здания, по словам критиков, имела свою цену. Как и многим известным труппам, артистам Большого приходится балансировать между чистым миром исполнительского искусства и презренным миром бизнеса. На недавнем мероприятии гостей встречал не композитор или артист, а пес Снупи — символ одного из спонсоров, MetLife. Присутствие на «священной земле» человека в костюме собаки вызвало у многих негодование. «Это отвратительно», — пожаловался артист балета Николай Цискаридзе.

Последние годы вообще оказались оскорбительными для традиционалистов Большого. После своего увольнения в 2003 году прима Анастасия Волочкова обвинила менеджеров театра, что они предлагают балерин своим патронам. Она утверждает, что это продолжилось и после ее ухода. «Если девушка соглашается, ей разрешается танцевать главную партию», — сказала Волочкова журналисту Time. Руководство театра, как и несколько танцоров, отвергают эти обвинения, но скандалы не прекращаются, констатирует Шустер: так, директор балетной труппы Геннадий Янин подал в отставку после появления в сети фотографий, где он занимается сексом с мужчиной.

«Теперь, когда внешнее великолепие Большого восстановлено, появилась надежда, что скандалы померкнут рядом с позолотой», — заключает автор.

Русский «дворец муз» воссоздан практически в полном соответствии с проектом итальянского архитектора Альберто Кавоса, пишет Handelsblatt. «Московские власти не испугались непомерных затрат: 500 млн евро поглотили реставрационные работы только по официальным данным — по неофициальным, сумма работ составила вдвое больше, — сообщает корреспондент. — Уже сегодня совершенно ясно, что реконструкция Большого войдет в историю как самый масштабный и самый дорогостоящий проект в мире. Однако, по мнению директора театра Анатолия Иксанова, результат гигантского труда оправдает вложения».

Теперь, надеется автор публикации, театральные постановки Большого будут еще более впечатляющими, чем в былые времена, — это обеспечит ультрасовременная техника, установленная за кулисами. В основном она произведена в Германии: компания Kunkel Consulting является автором проекта по установке всей сценической техники, Bosch-Rexrodt поставила софиты и другое оснащение сцены и оркестровой ямы.

Большой всегда был объектом гордости России, на который нация могла проецировать свое самосознание ведущей культурной державы, говорится в статье. Однако неотъемлемой частью российской реальности стал и тот факт, что нечистые на руку дельцы не упустили свой шанс извлечь прибыль из нового культа вокруг старого театра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *