ПЕРЕЧЕРКНУТАЯ ЗВЕЗДА ПриЗНАК недомыслия

Относясь с большим скепсисом к конспирологическим теориям, выискивающим в первом попавшемся событии или изображении какие-то тайные смыслы, якобы свидетельствующие о всемирном заговоре. Но в данном случае сами авторы события всеми силами подталкивают именно к такой интерпретации того, что они сотворили.

21 июня на подмосковном полигоне Алабино (Наро-Фоминский район, место постоянной дислокации прославленных Таманской мотострелковой и Кантемировской танковой дивизий) в присутствии министра обороны РФ Сергея Шойгу прошла праздничная церемония презентации нового знака «Армия России».

Этот знак еще до его официальной презентации вызвал брожение умов. В самом деле, если звезда окрашена в цвета государственного флага РФ, то почему на ней не соблюден порядок чередования цветов? На российском флаге сверху вниз – белый, синий, красный. На звезде же порядок другой, повторяющий чередование этих цветов на флагах Нидерландов, Люксембурга, Парагвая, Хорватии и недавно упраздненного Коми-Пермяцкого автономного округа. Или еще круче – на торговом знаке «Пепси-колы».

Дальше – больше. Обнаружилось, что новый знак сильно напоминает логотип крупнейшего американского гипермаркета «Mall of America» (город Блумингтон, штат Миннесота). Разница только в порядке цветов, но звезда, пересеченная белой полосой, присутствует на обоих логотипах.

Однако и это еще не все. Обнаружилась выпущенная в 2002 году американская разменная почтовая марка достоинством 3 цента, почти идентичная новому российскому армейскому знаку.

В свете таких разительных совпадений возобладала версия о примитивном плагиате. Мол, дизайнеры не стали себя утруждать и скопировали пару-тройку американских образцов, включая, например, логотип летней Олимпиады-84 в Лос-Анджелесе, имеющий характерные горизонтальные разрезы по числу тринадцати полос флага США.

Как написал в Фейсбуке один из либеральнейших журналистов «Эха Москвы»: «Поразительно и необъяснимо. Огромная страна, вставшая, наконец, с колен в Крыму. Сотни дизайнерских талантов, тысячи талантливых художников. Но нет, лучше украсть. И у кого – у ненавистных пиндосов. И для кого – для Российской армии».

Сказано жестко. Однако я полагаю, что тема плагиата здесь все же не проходит – слишком уж это примитивно. Копать, на мой взгляд, следует глубже.

Вчитаемся в опубликованный накануне презентации анонс управления пресс-службы и информации минобороны РФ. В нем сообщается, что знак, разработанный сотрудниками подведомственного минобороны России дизайн-бюро, представляет собой классический пентакль, который пересекает уверенная горизонталь, подчеркивающая стабильность, поддержку и достоинство. Далее утверждается, что при формировании образа будущего знака дизайнеры бережно отнеслись к традициям и форме русской армии, взяв за основу пятиконечную звезду, которая на протяжении 3 тысяч лет воспринимается как символ защиты и безопасности. Знак «Армия России» обозначает движение вперед и стремление к новым целям. Пятиконечная звезда прочно ассоциируется с традициями и победами русской армии. Этот знак уважаем и почитаем как старшим поколением, так и молодыми людьми. Новый знак был нанесен на военную технику, участвовавшую в военном параде на Красной площади 9 мая сего года (конец пресс-релиза).

Обратим внимание, что в пресс-релизе ничего не говорится о раскраске пентакля. Так, на параде Победы боевая техника несла на себе горизонтально рассеченные звезды одного, а именно красного, цвета. И повторяла тем самым порядок цветов государственного флага то ли Австрии, то ли Латвии.

Далее, на алабинской презентации и сайте минобороны нижняя часть звезды приобрела светло-синий цвет. Тем не менее сам Шойгу сидел на трибуне, облаченный в болотного цвета ветровку с разрезанной звездой салатного цвета на груди. Так что дело отнюдь не в цветах новоиспеченной эмблемы, а в чем-то ином. Ее окрас не имеет никакого отношения к российским национальным цветам. Основная «художественная идея» изначально заключалась в том, чтобы зачеркнуть, разрезать звезду. Поперечная якобы полоса является не одной из полос российского триколора, не «уверенной горизонталью», «подчеркивающей стабильность, поддержку и достоинство», а именно разрезом. Ударом в спину.
Что хотели сказать министерские дизайнеры сознательно или бессознательно? Поденным писакам закон не писан, и потому в их душу не залезешь. Однако существуют исторические прецеденты и предания. Одно из них описывает сходные обстоятельства и гласит, что немецко-фашистские танкисты отмечали количество подбитых ими советских танков перечеркнутыми звездами на корпусах своих танков.

Новый логотип, присвоенный бывшей Советской армии министерством обороны в приказном порядке, не имеет, на первый взгляд, ничего общего с малеваньями немецких танкистов. Но, как свидетельствует история, за первым взглядом, как правило, следует и второй – более ясный.

sovross.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *