«Сергий Радонежский как символ Русского мира». Слово Г.А. Зюганова к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.

"Сергий Радонежский как символ Русского мира". Слово Г.А. Зюганова к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.Слово Г.А.Зюганова к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу и всем участникам юбилейных торжеств в честь 700-летия Сергия Радонежского.

«При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

В.О. Ключевский.

***

Г.А. Зюганов:

— Ваше Святейшество! Братья и сестры!

Вся Русь, весь Русский мир широко празднуют ныне 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, молитвенника Земли Русской, великого государственника, ключевой фигуры отечественной истории. Отрадно сознавать, что сотни тысяч паломников пришли ныне в Сергиев Посад на торжества, а миллионы наших сограждан в эти дни отдают дань уважения и признательности выдающемуся соотечественнику.

Великая вера, непрестанное служение ближним, Отчизне, его ключевая духовная роль в победе объединенной русской рати на Куликовом  поле сделало образ Сергия Радонежского символом Русского мира, олицетворением национального возрождения и победы света над тьмой.

Благословив на битву московского князя Димитрия, Преподобный предрек ему победу и послал с ним в поход воинов-богатырей Пересвета и Ослябю, в монашеском постриге Александра и Родиона. Но когда князь заколебался, переходить ли ему Дон, отрезав путь к отступлению, Великий Старец вновь ободрил его на подвиг. Отправил благословляющую грамоту перейти Дон, не отступать, дерзать…

И сегодня этот призыв – «не отступать, дерзать» — вдохновляет нас на борьбу за возрождение разделенной Родины, оказавшейся в кольце недругов и всевозможных санкций.

То Мамаево побоище, Задонщина, битва на Непрядве, была не борьбой между русскими и ордынцами. Граница проходила не по этническому, не по религиозному, а по нравственному и геополитическому признаку.

На Куликово поле под чёрмным, то есть красным, знаменем с золотым образом Спаса Нерукотворного пошли полки москвичей, владимирцев, суздальцев, ярославцев, ростовчан, всей Московско-Владимирской Руси. Дружно пошли представители Русско-Литовских земель – смоленские, полоцкие, брянские полки. Это объединенное войско сокрушило не просто орды Мамая, но и воевавших под его стягами представителей западного мира – от генуэзцев до вассалов тевтонского ордена.

Это было геополитическое противостояние, которое позже не раз повторится в русской истории. Расклад сил на Куликовом поле абрисами своими напоминает современную ситуацию, где противостоят Добро Злу, порядок и единение хаосу, агрессии и авантюризму. Как и сейчас, когда деструктивным силам в Малороссии и Галиции, «темникам» с Майдана и их западным союзникам, новому мировому жандарму США и романо-германской Европе противостоят многонациональная Россия, восставшая Новороссия, единоверная Белоруссия и помнящие наше общее прошлое украинцы.

Но не только духовное водительство Сергия Радонежского в той величайшей битве древних времен предопределяет нынешнее, спустя семь веков его почитание.

Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань отечественной культуры, мы, по справедливому замечанию философа Павла Флоренского, не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к Сергию Радонежскому, к этому первоузлу. Нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, школа, наука – все эти линии русской культуры сходятся к Сергию Радонежскому. В лице его наш народ осознал себя. Свое культурно-историческое место. Свою суть и главные задачи. И только тогда, осознав себя, получил право на самостоятельность и величие.

Само понятие «Святая Русь» неразрывно с почитанием Сергия Радонежского. С его именем связана созданная им Троице-Сергиева лавра, величайшая святыня русского народа, «конспект бытия нашей Родины». Через новое самосознание, которое из гибнущей Византии переходило молодому русскому народу. Переходило и величие духа победы и созидания, пробужденное преподобным Сергием и окружавшими его единомышленниками святителями Московскими Алексием и Киприаном, Дионисием Суздальским, Феодором Ростовским, преподобными подвижниками – учениками Сергия Радонежского, основавшими четверть русских монастырей.

Так обители эти стали очагами духовного просвещения, подвижниками земледелия, строительства, ремесел, закладывая основы могучей государственности. Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, непрерывное нравственное совершенствование – вот что завещал братии и мирянам, правителям и народу молитвенник Земли Русской. Трудолюбие, терпеливость и скромность, чистота душевная и любовь нелицемерная  – вот в чем подавал он личный пример братии и своим духовным чадам.

Многогранно житие и духотворчество великого русского подвижника. Служение, вера и родина, народ и государство  – вот что двигало жизнию и деяниями Сергия Радонежского. Преподобный Сергий «тихими и кроткими словесами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца, примиряя враждующих между собой правителей, умягчая нравы своих духовных чад, «вызывая в них раскаяние без досады» (В.О. Ключевский) «Рука Сергия была простерта, яко река многоводная, тихая струями» (Епифаний Премудрый). Тем не менее, в минуты опасности для Отчизны он был решителен и непреклонен.

В знаменитой речи «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства», произнесенной более века назад, выдающийся русский историк В.О. Ключевский сказал: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу… Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты».

Проверим же себя на этапе нашего духовного бездорожья, обновим наш нравственный запас, восполнив понесенные траты, преодолеем духовный раскол, сверяя исторические часы по летосчислению наших великих предков и учителей.

Ведь исторической судьбой мы снова поставлены пред выбором: остаться на торжище зла или перейти переправу, не отступать, встать на твердую почву и обрести себя в праведных и справедливых трудах. Немало тяжкого ждет нас впереди, но с нами наши великие путеводители, великий Сергий Радонежский, одухотворяющий и просвещающий нас светом Добра, Истины и Правды. 

Г.А.Зюганов,

Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ,

Председатель ЦК КПРФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *