Рязанский рынок: место встречи изменить нельзя?

Что такое рынок? Естественно, имеется в виду не тот глобальный, цивилизованный, к которому мы идем вот уже четверть века и никак не приблизимся, а самый обычный, с солеными огурчиками, квашеной капусткой, пучками укропа и редиски и прочими домашними вкусностями, которые урбанизированный горожанин так любит и ценит.

Еще сорок лет назад любой рязанец с легкостью ответил бы на этот вопрос. Настоящий рынок в областном центре был один. Центральный. Тот, что на улице Маяковского. Старейший в областном центре. Позже появился еще один – на Первомайском проспекте, но к нему серьезно не относились. И слова «пойду на рынок» в Рязани долгое время определяли совершенно четкое понятие и местоположение.

Коробейники на свободе

Конечно, и в те времена в рязанских микрорайонах, особенно на остановках общественного транспорта, можно было встретить бабушек, торгующих укропом, петрушкой, соленьями и яблочками из собственного сада. Однако погоды эти представители частного сектора не делали и на общую картину социалистической торговли никак не влияли.

Доблестная советская милиция смотрела на них сквозь пальцы. Позиция власти была довольно лояльна. Ну, зарабатывают пенсионеры лишнюю копейку – ничего плохого в этом нет. В то время никому и в голову не могло прийти торговать с лотка обувью или рубашками. А помидорчики с огурчиками – совсем другое дело.

Идиллия рухнула в одночасье в начале девяностых. Закон «О свободной торговле» был истолкован как лозунг: «Разрешено все, что не запрещено». И началось… В Рязани стихийные торговые точки росли словно грибы после дождя. Продавали все, что можно.

Картошка с капустой, как и прочие сельхозпродукты, практически затерялись в океане дешевого импортного ширпотреба. Думаю, многие рязанцы еще помнят время, когда по Первомайскому проспекту в районе одноименной гостиницы или на Малом шоссе было просто невозможно пройти, потому что с раннего утра и до темноты там торговали всем – от сигарет до видеокассет.

Примерно та же картина была в каждом районе Рязани. Торговый городок, Горроща, Канищево, Песочня – везде возникали свои торговые точки, живущие по собственным законам. Именно в то время в голове у многих горожан произошел определенный переворот, и само слово «рынок» приобрело новое значение, а именно: это любое место под открытым небом, где десятки, а то и сотни коробейников торгуют широким ассортиментом товаров.

Понятно, что такое положение дел в городской розничной торговле долго продолжаться не могло. Периодически предпринимались попытки ограничить разбушевавшуюся рыночную стихию. Вводились правила торговли, менялись нормы налогообложения, однако ощутимых результатов это не приносило.

Передел с продолжением

Гром грянул в 2006 году, когда был принят федеральный закон, жестко регламентирующий существование базаров как таковых. Этот нормативный акт распространялся на рынки, которые находятся в городах с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков.

В 2007 году серьезные изменения в системе рыночной торговли стали происходить и в Рязани. 19 рынков областного центра были признаны не соответствующими основным критериям законодательства и подлежали закрытию. В городе началась волна пикетов, протестов и возмущений. В результате местные власти дали рынкам на переустройство еще 5 лет…

На мой взгляд, мощным толчком к цивилизованной рыночной торговле стало появление в Рязани крупных сетевых брендов, – считает начальник управления предпринимательства, потребительского рынка и наружной рекламы городской администрации Сергей Маслов. – Современные супер- и гипермаркеты составили серьезную конкуренцию стихийной уличной торговле. Цены в них порой даже ниже, чем у так называемых бабулек, а качество и выбор – гораздо выше».

Кто-то скажет, что бабулька торгует продукцией со своего огорода, а на полках гипермаркета в основном «пластмассовые» овощи и фрукты импортного производства. Но это далеко не так. Большинство рязанских уличных торговцев – это перекупщики, которые берут свой товар на оптовых базах.

С Сергеем Вячеславовичем трудно не согласиться. В настоящий момент на территории Рязанской области работает 148 торговых предприятия шестнадцати крупных продовольственных транснациональных, федеральных и региональных торговых сетей. Большая их часть функционирует в областном центре. В последнее время появляется все больше точек так называемой дисконтной торговли, где цены близки к минимальным, хотя вопрос качества этих товаров требует отдельного анализа. Однако конкуренция в изменении структуры рязанской рыночной торговли, на наш взгляд, играет не главную роль.

Сегодня организацией работы на рынках областного центра занимаются управляющие компании. Всего их 25. Они получают разрешения на право открытия розничных рынков, отвечают за соблюдение требований санитарных, ветеринарных, противопожарных норм и правил. Оборот розничной торговли на рынках за 2013 год составил более 10 млрд рублей, что на 6,3% больше, чем в 2012 году. На долю товаров, реализуемых на рынках, в прошлом году пришлось свыше 12% всего товарооборота. На розничных рынках население приобрело более 14% от всего объема продовольственных и 10% от всего объема непродовольственных товаров, реализованных в розничной торговле.

С 1 января 2012 года, согласно Федеральному закону № 237-ФЗ, для организации деятельности по продаже товаров на рынках управляющие ими компании должны использовать исключительно капитальные здания и строения. Временные сооружения запрещаются. Исключение составляют сельскохозяйственные рынки и сельскохозяйственные кооперативные рынки – для них данные требования будут применяться лишь с
1 января 2015 года.

Фермерская сказка

Насколько требования федерального законодательства соответствуют реальному положению вещей, вопрос спорный. Если судить по отчетам административных ведомств, дело обстоит довольно благополучно. Действительно, практически все рязанские рынки уже перенесены под крышу. На остальных строительство ведется или оно планируется в ближайшее время. Значительно сдал позиции знаменитый стихийный рынок на Малом шоссе. Уличная торговля здесь существует, но ее объем заметно сократился.

Рынок в Торговом городке, как нам объяснили в городской администрации, также доживает последние месяцы, по крайней мере, в его нынешнем виде. При этом о судьбе бабулек, торгующих петрушкой и укропом, просят не беспокоиться. Им будут предоставлены специальные «социальные места» на всех рязанских рынках. Так что все вроде бы в порядке.

Между тем опыт показывает, что практика «социальных мест» на новых цивилизованных рынках лишь декларируется, но не работает. Торговать собственной продукцией проблематично. Сложившиеся сообщества торговцев, которые привозят в Рязань овощи и фрукты с юга, а также крупные перекупщики сами определяют, кто будет стоять за прилавком, а кому место на улице около остановки.

В сфере торговли мясными и молочными продуктами также существует мощное «рыночное лобби». Где там бабушке с укропом противостоять этим силам! Она и пытаться не будет. Что же касается стоимости аренды торговых мест на крытых рынках, то она, по некоторым данным, составляет в Рязани около 1,5 рублей за квадратный метр, если торговать непродовольственными товарами. Помидоры с огурцами обойдутся наполовину дешевле. Это, согласитесь, тоже дороговато. Стоит ли после этого удивляться ценам?

Рынок должен быть чистым, удобным и доступным. С этим постулатом вряд ли кто-то будет спорить. Однако во многих странах Европы существуют специальные фермерские рынки, где осуществляется торговля исключительно местной сельхозпродукцией. Она почти не облагается налогами, и арендная плата (если и существует), носит чисто символический характер.

Не могу сказать, что цены там значительно ниже, зато качество совершенно иное. Во всяком случае, с «пластмассовыми» овощами из гипермаркета не сравнить. Конечно, объемы товарооборота не сравнимы, и по этой причине никакого беспокойства фермерская торговля у мощных сетевых брендов не вызывает. У нас о создании подобных рыночных площадок пока идут разговоры. Нечто подобное пытаются организовать на Первомайском рынке. Говорят, даже разработан проект и он находится в стадии утверждения. Насколько эти планы реальны, покажет время.

Опубликовано в №24 еженедельника "Дом.Строй"
(от 25.06.2014г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *