В.С. Никитин в газете «Правда»: Москва отказалась от своих национальных интересов

 Депутат фракции КПРФ в Госдуме, член Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками В.С. Никитин в газете «Правда» дал оценку правительственному законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».
 Ныне действующий Федеральный закон призван создать правовое обеспечение для укрепления целостности России и связи с ней российских соотечественников за рубежом.
 Чтобы занять достойное место в мире, нельзя сужать своё культурное пространство, сокращать число носителей своей культуры.
 Поэтому действующий закон разработан на основе принципа непрерывности российской государственности и державной ответственности за единое для славянских, тюркских и других народов пространство, ставшее для них общим Отечеством.
 Данный закон в настоящее время является базовым, создающим правовую основу для сохранения связи времен и поколений. Предложенные правительством поправки в ныне действующий закон коренным образом меняют его концепцию и входят в противоречие с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной президентом России в июле 2008 года.
 Правительственный законопроект носит явно капитулянтский характер, он ярко отражает переход России к западной модели развития и западному миропониманию с его рыночными подходами ко всем сферам жизни.
 В этом — главная цель законопроекта, и правительство этого не скрывает. В пояснительной записке к законопроекту, подписанной заместителем министра иностранных дел Карасиным, черным по белому записано: «Целью законопроекта является отражение современных подходов Российского государства к взаимодействию с соотечественниками, выражающихся в переходе от гуманитарной помощи к партнерству и сотрудничеству».
 Чтобы понять, кому дается этот сигнал, следует отметить, что содержание поправок правительства полностью соответствует технологиям «двойного удара», применяемым западными глобализаторами для устранения цивилизационных конкурентов. Он предполагает, с одной стороны, действия по искоренению традиционной духовности народа, а с другой — использование националистических настроений для постоянного сужения цивилизационного пространства под лозунгом освобождения от «нахлебников».
 Правительство России, в этом стиле внося поправку в определение «соотечественники», предлагает сократить число потенциальных соотечественников в пять раз (с 200 до 40 млн. человек) путём отсечения лиц титульных наций постсоветских стран, резко сужая цивилизационное пространство и отказываясь от принципа непрерывности Российского государства.
 И эту поправку многие, исходя из национальной, а не цивилизационной точки зрения, готовы поддержать в надежде, что оставшаяся часть соотечественников получит больше материальных благ. Таким образом, проблему выбора качества подменяют вопросом подсчета количества.
 Но количественная плата за отказ от качественных категорий, предложенная правительством, не высока. Так, вносится поправка, что соотечественники, не являющиеся российскими гражданами, уравниваются с ними в правах при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения, в том числе за счет средств российского бюджета. Но, во-первых, нынешняя квота составляет всего 10 тысяч человек, а во-вторых, объем бесплатного образования в России резко сокращается.
 Целесообразно вернуть в закон положение об упрощенном порядке предоставления гражданства Российской Федерации, но не всем соотечественникам, а представителям коренных народов Российской Федерации, исключив представителей титульных наций постсоветских государств. Такой подход был бы справедливым. Но это и все остальные предложения соотечественников о преференциях правительством отклонены. Включение в закон статьи об участии в Государственной программе добровольного переселения соотечественников не решает проблемы получения гражданства в упрощенном порядке. Всё это подтверждает, что истинная цель правительства — не оказать соотечественникам существенную помощь, а сузить цивилизационное пространство, отдав его Евросоюзу, создавшему для своей экспансии «Восточное партнёрство». Оно активно работает в странах СНГ.
 Вторая часть технологии «двойного удара» заложена в поправки о переходе от уведомительного принципа признаваемой идентичности соотечественника к разрешительному. Таким образом, разделяя соотечественников на признанных и непризнанных, правительство создает условия антироссийским силам для отсечения от официальной русской диаспоры тех, кто действительно является носителями русской, а не западной духовности. Многие члены зарубежной российской диаспоры почувствовали эту опасность. А проведение конференции соотечественников в Эстонии, на которую посольством России была допущена только треть общественных объединений соотечественников, показало правомерность таких опасений. Мнения соотечественников в отношении законопроекта резко разделились. Не случайно законопроект поддержала региональная конференция соотечественников, проживающих в странах Европы, а многие объединения соотечественников на постсоветском пространстве выступили против.
 Например, сопредседатель Объединенного конгресса русских общин Латвии Александр Гапоненко пишет, что реализация правительственного законопроекта приведет к значительному ослаблению связей России со своими соотечественниками, к потере возможности социального влияния на постсоветские страны, включая те, с которыми строится Союзное государство и общее экономическое пространство. Ошибочная концепция закона готовит стране и народу раскол.
 «Современный подход», избранный правительством во взаимодействии с соотечественниками, не соответствует национальным интересам. Концентрированным показателем губительного характера такой политики является резкое сокращение числа людей в мире, владеющих русским языком. По данным Министерства образования и науки России, русским языком в мире в 1990 году владели 420 млн. человек, к 2005-му их осталось 278 млн. человек, а к 2025 году останется 150 млн., то есть Россия будет отброшена на 120 лет назад.
 Президент России Д. Медведев, определяя внешнюю политику, частично прислушался к оппозиции. В ответ на обращение фракции КПРФ в Государственной думе вышел указ президента «Об установлении безвизового въезда в Россию для лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в настоящее время в Латвии и Эстонии». Данный указ решил вопрос беспрепятственного въезда в Россию для 114 тысяч человек в Эстонии и 360 тысяч человек в Латвии.
 Создано Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Начата работа по открытию российских центров науки и культуры за рубежом. В 2009 году открыты центры в Кишинёве, Баку, Ереване и представительство в Абхазии. В 2010 году планируется открытие центров в Минске, Бишкеке, Ашхабаде, Душанбе, филиалов в Симферополе, Одессе, Алма-Ате. Ежеквартально проходили заседания Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом во главе с министром иностранных дел С.В. Лавровым. В большинстве стран созданы координационные советы российских соотечественников. В 2009 году в Москве состоялся Всемирный конгресс соотечественников. Проведена внешнеполитическая работа против действий антироссийских сил, направленных на пересмотр итогов Второй мировой войны и героизацию местных пособников нацистов.
 Для России, жизненно важные интересы которой неразрывно связаны с Европой и Азией, особое значение приобретает евразийская стратегия. Она должна сделать нашу страну ключевым звеном евразийского пространства и укрепить экономическое единство России от Калининграда до Владивостока. Но на государственном уровне стратегия, интегрирующая европейское и азиатское направления политики, отсутствует. Во внешней политике президента Медведева до сих пор не преодолен «европейский флюс». ЕС стремится сориентировать Медведева на выбор места России в единой Европе. На это нацелен проект модернизации Кремля. Отсутствие у руководства России стремления создавать мощный Русский мир подтверждается малыми объемами финансирования поддержки соотечественников за рубежом и неэффективной системой управления даже этими финансовыми ресурсами. На работу с тридцатью миллионами соотечественников, проживающих за рубежом, в 2010 году в федеральном бюджете выделено 389 млн. рублей (по 13 рублей на человека). За счет этих средств будут профинансированы мероприятия по пяти направлениям: содействие консолидации организаций соотечественников, проведение ими скоординированных международных акций, форумов, фестивалей (140,3 млн. рублей); развитие информационного обеспечения соотечественников (57,4 млн. рублей); развитие образовательных, культурных и научных связей с соотечественниками, содействие сохранению русской языковой и культурной среды в русскоязычных диаспорах соотечественников (93,6 млн. рублей); меры по поддержке молодежи российской диаспоры (62,4 млн. рублей); защита прав и свобод соотечественников, поддержка социально незащищенных слоев соотечественников (53 млн. рублей).
 Существуют серьезные недостатки в системе управления финансовыми ресурсами. Во-первых, государственная поддержка русского языка за рубежом реализуется через федеральную целевую программу «Русский язык». Целевое бюджетное финансирование проводится Рособразованием как госзаказчиком. Федеральное агентство «Россотрудничество» целевых средств на эти программы не получает, хотя именно его центры сегодня являются единственной базой широкого курсового обучения и методической поддержкой русского языка в странах СНГ. Система финансирования федеральной программы «Русский язык» крайне нерациональна, а объемы средств явно недостаточны. Сейчас нет общего представления, какой должна быть русская школа за рубежом.
 Сегодня культура становится мощным орудием дипломатии. Но по линии Россотрудничества эта сфера практически не финансируется.
 Усилия России и европейских стран в борьбе за цивилизационную ориентацию молодых российских соотечественников несопоставимы. Так, Российское государство на 2010 год предоставило 10 тысяч мест молодым российским соотечественникам для обучения в российских вузах. В то же время Румыния выделила 20 тысяч мест для обучения в своих вузах жителям Молдавии и Приднестровья.
 На постсоветском пространстве во внешней политике России должны преобладать не рыночные подходы (пусть заплатят втридорога), а стратегическое видение долгосрочных интересов страны. Таможенный союз ЕврАзЭС в составе России, Белоруссии и Казахстана — первый шаг в этом направлении. Антироссийские силы стараются не допустить формирования этого союза и изменить концепцию закона о соотечественниках, внедрив рыночные подходы в отношениях с ними.
 Патриотам России для защиты национальных интересов необходимо сплотиться в единый Патриотический фронт, объединившись вокруг КПРФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *