Юозас Ермалавичюс: «Всесилие науки воплощается в человеке»
Мировая научно-техническая революция внесла во второй поливе XX века радикальные коррективы в историческое развитие человечества. Она постепенно достигла непосредственного соединения науки – способа теоретического осознания объективных законов движения мира – с материальным производством.
Превращая науку в непосредственную производительную силу общества, эта величайшая во всемирной истории производственная революция создала качественно новый вид производства – наукоемкое производство, которое скачкообразно опередило производительные достижения аграрного и индустриального производства. В итоге коренным образом изменился материально-производственный фундамент жизни населения земного шара, так как совокупные производительные силы общества обрели совершенно новый уровень развития. Наукоемкое производство отличается его автоматизацией и беспредельным развитием вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всех жителей планеты, что открывает качественно новую общественную формацию, начинает грядущую историческую эпоху, обозначает подъём мирового сообщества народов на высшую ступень земной цивилизации. Осуществление в исторической действительности столь революционных возможностей заключается в социальных и умственных способностях человека – основной производительной силы общества, главного субъекта исторического творчества человечества.
Наукоемкое производство воплощает в себе качественное преобразование мировой научно-технической революцией материального производства – фундамента жизни общества. В процессе непосредственного соединения науки с производством, под воздействием его коренного научного совершенствования, при внедрении в производство крупнейших научных открытий, усилении взаимодействия науки с техникой и производством, разработке и применении наукоемких технологий качественно обогатился всеобщий научный потенциал человечества. Благодаря этому достижению стали существенно изменяться характер труда и производства, многократно повышаться производительность труда, увеличиваться эффективность производства. В итоге соответственно изменяются все стороны и сферы жизни общества, предъявляя совершенно новые требования к его социальной зрелости и умственной развитости. Возвышаются социальные и духовные потребности человека.
Непосредственным соединением науки – всеобщей общественной производительной силы – с материальным производством мировая научно-техническая революция привела в действие безграничную силу научной мысли, воплощаемую в производственных технологиях. Это обеспечило качественный скачок в развитии производительных сил общества, потребовало соответствующего преобразования общественного жизнеустройства, стало определять необходимые потребности дальнейшего исторического прогресса. Наукоемкое производство выступает материальной базой для созидания коммунистической формации общества, первоначальной фазой которой является социализм. Не случайно становление науки непосредственной производительной силой общества превратило капиталистическую частную собственность на средства производства в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов, о чём свидетельствует глобальный кризис частнособственнической цивилизации, разразившийся в 1970-е годы. Отмена частной собственности и установление общественного типа собственности на средства производства во всемирном масштабе стали первоочередной необходимой потребностью дальнейшего исторического прогресса. К удовлетворению этой жизненной потребности человечества в начале XXI века приступила глобальная социалистическая революция – величайшая социальная революция во всемирной истории.
Всемирная социалистическая революция действует в соответствии с объективной логикой истории – диалектикой общественного развития человечества. Всеобщие объективные законы диалектики – единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные сдвиги, повторение пройденных ступеней на более высоком уровне – господствуют над мировым сообществом народов. Революция требует от народов научного обоснования своей общественной жизнедеятельности – целенаправленного использования всеобщих объективных законов диалектики в конкретной практике исторического творчества. Удовлетворение этой основополагающей жизненной потребности людей обеспечивается научным мировоззрением диалектического материализма, которое не поддается разрушительному воздействию глобального кризиса, а способствует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления.
Диалектико-материалистическое мировоззрение выступает руководством к действию народов во всех сферах их общественной жизнедеятельности. Научное мировоззрение являет собой основополагающую форму общественного сознания человека, определяющую сущность и характер его мышления. Научная идеология обеспечивает мотивацию революционного движения мирового рабочего класса и всего трудового человечества к построению коммунистического общества социальной свободы и равенства. Научное осознание людьми действия объективных общественных законов является исходной позицией в научном обосновании организации жизни общества и научном управлении её развитием, что обусловливает полную социальную свободу общества и человека, а пренебрежение всеобщими объективными законами диалектики оборачивается разрушительными последствиями и неминуемым провалом в конечном итоге.
Согласно диалектико-материалистическому подходу к жизни общества, решающую и определяющую роль в материальном производстве играют производительные силы. Наукоемкое производство характеризуется его комплексной механизацией и автоматизацией, порождёнными непосредственным соединением науки с производством, качественным обогащением всеобщего научного потенциала мирового сообщества народов. Эти факторы обусловливают становление наукоёмкого производства основной, определяющий, решающей отраслью международного хозяйства, достигающей высшей производительности труда и беспредельного развития производства. Эти факторы коренным образом изменяют характер производственного труда людей. Непосредственное соединение научного труда с производственным трудом способствует интеллектуализации производственного труда, усилению его творческого характера. Интеллектуализация производственного труда открывает неограниченные возможности для творческого поиска и внедрения научных открытий в общественное производство. Поэтому научное совершенствование производства неразрывно связано со всесторонним развитием личности человека, его научной и культурной подготовкой, духовным обогащением и умственным созреванием. В реализации творческих способностей трудящихся первоочередную роль играет формирование их научного мировоззрения, опираясь на высокий уровень их духовной культуры. Вооружение народных масс диалектико-материалистическим мировоззрением составляет основное содержание мировой научно-мировоззренческой революции – величайшей духовной революции во всемирной истории.
Превращаясь в непосредственную производительную силу общества, наука предъявляет человечеству совершенно новые объективные требования к организации всех сфер своей жизнедеятельности на научной основе. Научное понимание жизни общества становится первоочередным фактором прогрессивной жизнедеятельности людей. А социальная потребность народов в научном обосновании организации жизни общества и научном управлении её развитием стимулирует обогащение научной идеологии на будущее исторического прогресса. В итоге непосредственное соединение науки с производством оказывает глубинное преобразующее воздействие на духовную культуру общества. Это радикально повышает роль и значение науки в общественном развитии человечества. В исторической действительности воплощается научное положение К. Маркса о том, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). Научность пронизывает все сферы жизни общества.
Превращение науки в непосредственную производительную силу общества вносит существенные коррективы в диалектику взаимодействия общественного бытия и общественного сознания человечества, значительно усиливая преобразующее воздействие научного сознания людей ан общественное развитие народов, так как общественное бытие выступает содержанием их общественного сознания. Адекватное восприятие и научное понимание общественной действительности мира стали естественной необходимостью исторического творчества народных масс. Без научного понимания и научного обоснования жизни общества оказывается невозможным дальнейшее общественное развитие международного сообщества путём исторического прогресса. Удовлетворение этой социальной и духовной потребности народов осуществляется мировой духовной революцией, воплощающей научно-мировоззренческое преобразование общественного сознания людей на основе всесильных теории и методологии диалектического материализма. В исторической действительности воплощается научное предвиденье Ф. Энгельса, что «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 227).
Поскольку особенности науки как непосредственной производительной силы общества заключаются в её безграничности, в беспредельных возможностях развития материального производства, осуществление столь могущественных возможностей в исторической действительности предполагает соответствующую подготовку человека, воплощающего в себе достижения социальной зрелости и умственной развитости общества. В силу того, что наукоемкое производство определяет наиболее высокие социальные и духовные потребности людей, их удовлетворение выдвигает на первый план жизни общества повышение сознательности народных масс, усвоение ими научного мировоззрения, усиление субъективного или человеческого фактора в историческом творчестве народов. Тем более что общественное сознание людей не только познает общественное бытие, но и оказывает активное воздействие на исторической прогресс в зависимости от их умственной развитости, духовного богатства, интеллектуального потенциала, культуры мышления. В итоге складываются общественные и человеческие условия для всестороннего развития и эффективного применения творческого потенциала каждого человека на благо всего общества.
Наукоемкое производство способствует существенному обогащению научного мировоззрения диалектического материализма. Подъём совокупных производительных сил человечества на качественно новый уровень развития и обобществление на этой основе материального производства во всемирной степени обусловили глобальный характер диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества. Свой всемирный характер усилили взаимосвязь и взаимодействие, взаимозависимость и взаимообусловленность всех общественных явлений, процессов, отношений в земном пространстве. Соответственно возросло значение целостного видения мира, системного или комплексного подхода к его научному познанию. Поэтому научное осознание мира новейшего времени предполагает необходимый учет его высокой интегрированности и обобществлённости, глобальных особенностей действия в нём всеобщих объективных законов диалектики. Глобальное виденье мира возможно на основе последовательного применения в его научном познании законов материалистической диалектики, теоретической и методологической культуры научного мышления – адекватного восприятия и научного понимания объективной реальности. Поскольку общественное сознание людей функционирует в соответствии со всеобщими объективными законами диалектики, обогащение содержания научного сознания естественно воспринимается диалектико-материалистическим мировоззрением.
Становление науки непосредственной производительной силой общества состоит в овладении человеком её достижениями. Овладение производительными достижениями мировой научно-технической революции предполагает их научное осознание, что побуждает научно-мировоззренческую революцию в общественном сознании людей. Усвоение народными массами научного мировоззрения диалектического материализма является исторической необходимостью коллективистского и гуманистического развития международного сообщества к коммунистической ступени человеческой цивилизации. Этот величайший качественный скачок во всемирной истории осуществляется глобальной социалистической революцией. Наука становится основой коммунизма, подчиняется удовлетворению человеческих потребностей населения планеты.
Становление науки непосредственной производительной силы общества представляет собой необычайно радикальную мировую научно-мировоззренческую революции в общественном сознании человека, оказавшегося в центре общественной жизнедеятельности человечества. Усвоение человеком научного мировоззрения диалектического материализма выступает умственным, интеллектуальным, духовным источником революционного преобразования жизни общества в соответствии с человеческими потребностями людей. Научно-мировоззренческая революция не только духовно освобождает человека от господства над ним стихийных сил природы и общества, но и вооружает его безграничной умственной силой, способной к овладению объективными законами развития природы и общества, целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в конкретной практике исторического творчества народов. Усваивая научное мировоззрение, человек становится способным к созиданию человеческого мира, свободного от угнетения и эксплуатации человека человеком, основанного на социальном равенстве всех людей в отношении всемирного богатства, функционирующего на материальном фундаменте наукоемкого производства в соответствии с коммунистическими принципами коллективизма и гуманизма.
Усваивая научное мировоззрение диалектического материализма, человек обретает неограниченную умственную силу. Усвоением научного мировоззрения он духовно освобождается от господства над ним объективных законов развития природы и общества, действующих независимо от воли и сознания людей. Благодаря диалектико-материалистическому мировоззрению человек обнаруживает свою умственную способность к научному осознанию объективной реальности, исторической действительности. Научное осознание мира
позволяет человеку практически овладевать действием всеобщих объективных законов диалектики в своих жизненных интересах, для удовлетворения человеческих потребностей. В научном сознании человека воплощается адекватное восприятие и правильное понимания окружающего мира, что служит исходной позицией для научного обоснования организации жизни общества и научного управления её развитием. Научное мышление мотивирует социальную ответственность человека за состояние общества. Человек входит в центр общественной жизнедеятельности всемирного сообщества народов, действительно становится главным субъектом исторического творчества человечества. В итоге человечество превращается в общественный людской коллектив, представляющий собой человеческий мир.
Человек может жить только в обществе, выступающим человеческим коллективом. Благодаря научному сознанию человек воспринимает себя как совокупность всех общественных отношений, принимает социальную ответственность за судьбу общества. Взаимоотношение человека с человеческим обществом К. Маркс выразил положением «человек – высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422), ставшим главным принципом коммунистического гуманизма. Осознание человеком самого себя как высший социальной ценности в обществе фиксирует величайшее достижение научно-мировоззренческой революции в общественном сознании населения земного шара. Только научное сознание содержит в себе безграничную силу человеческого ума, обеспечивающую как научное познание мира, так и его революционное преобразование в соответствии с человеческими потребностями людей. Таким образом, научное сознание воплощает в себе человеческое мышление, мотивирующее ценностную ориентацию, социальное и нравственное поведение, общественную деятельность, образ жизни, культуру мышления человека. В итоге человек действует в центре общественной жизнедеятельности человечества, выступает главным субъектом его исторического творчества, несёт социальную ответственность за судьбу общества. Человек воплощает всесилие науки в исторической действительности.