Юрий Афонин: Прискорбно, что 150-летие Государственного исторического музея используется для антисоветской пропаганды
Юбилей крупнейшего исторического музея России решили использовать для того, чтобы бросить очередной камень в советское прошлое. Комментарий первого заместителя Председателя ЦК КПРФ Юрия Афонина
В феврале 1872 года император Александр II подписал указ о создании Российского исторического музея. Правда, его закладка состоялась лишь в августе 1875-го, а открылся он только в 1883 году, уже при следующем царе.
На сайте музея история учреждения описывается довольно объективно. Отмечается, что в 1917 году музей оказался в гуще революционных событий. Но иначе и быть не могло. Ведь здание ГИМа находится в самом сердце Москвы, непосредственно примыкая к Красной площади. Также сообщается, что «на первые послереволюционные годы приходятся многочисленные преобразования в структуре музея, связанные с решением как давно назревших проблем, так и новых, связанных с кардинальными изменениями в государстве и обществе».
Однако в телесюжете телеканала «Россия 24» нынешний директор ГИМа Алексей Левыкин с придыханием рассказав о дореволюционном периоде и личной роли императоров в становлении музея, назвал события 1917 года «смутой». А потом договорился до того, что «такой музей был не нужен Советской власти». Хотя известно, что В.И. Ленин и А.В. Луначарский во время революции приложили личные усилия, чтобы спасти музей как от анархиствующей публики, так и от откровенных бандитов.
Приведу еще одну цитату из очерка истории музея на его сайте:
«К 1920 г. вместо изначально бывших 8 отделений музей насчитывал уже 26. В конце 1918 г. при музее были оборудованы специальные мастерские: реставрационная, переплетная, починочная. Совершенствовалась и экспозиция: в уже открытых залах выполнена новая расстановка археологических памятников по культурам, в залах, готовящихся к открытию, проводилась развеска и размещение предметов в витринах. В 1918-1920 гг. было устроено даже пять больших выставок в рамках прежней, дореволюционной тематики: выставка, посвященная 100-летию И.С. Тургенева, выставки по русской миниатюре в лицевых рукописях, древнерусского шитья и литературы по музееведению. Для выработки новой концепции и реорганизации Исторического музея в 1919 и 1921 гг. были созданы специальные комиссии, предложившие в итоге два пути развития: как музей русского быта и как музей истории Отечества».
Понимаете? В разгаре гражданская война. РСФСР – в кольце фронтов и экономической блокаде. А советское правительство тратит свое время и изыскивает ресурсы, чтобы не только сохранить, но и развить исторический музей. Так зачем же, вопреки фактам, твердить на всю страну, что музей, якобы, был не нужен Советской власти?
Еще одним выпадом против советской истории стали слова автора сюжета журналистки Зинаиды Курбатовой, которая, кстати, является внучкой академика Д.С. Лихачева. Рассказывая о музейной коллекции оружия, в том числе наградного, она заявила, что в советское время люди предпочитали избавляться от царских наград. Мол, небезопасно было их хранить.
Хочется спросить: неужели журналистка никогда не видела фотографии воинов, у которых на груди одновременно находятся и дореволюционные, и советские награды? Их легко найти даже в интернете. В Великую Отечественную войну многие ветераны Первой мировой вновь сражались с немцами и надевали награды, полученные в боях еще с кайзеровской Германией. Никто не препятствовал им в ношении дореволюционных наград. Ярчайший пример тому – участник трех войн и Парада Победы, донской казак гвардии капитан Константин Иосифович Недорубов, который все четыре свои Георгиевских креста и две Георгиевские медали носил вместе с Золотой Звездой Героя Советского Союза. Вместе с Недорубовым прошел по Красной площади во главе сводного полка 2-го Белорусского фронта генерал-полковник Кузьма Петрович Трубников. На его парадных фото можно увидеть не только высокие советские награды, но и Георгиевские кресты, а также орден святой Анны 4-й степени.
Как нельзя более наглядно демонстрировали преемственность с традициями русской армии советская военная форма, введенная в 1943 году, и орден Славы, напрямую отсылающий к «Георгиям».
Трудно представить, что все эти факты неизвестны Левыкину и Курбатовой. Поэтому предполагать, что свои выпады они сделали по незнанию или недоразумению, не приходится. Значит, речь идет о сознательной антисоветской пропаганде. В том же ряду – драпировка Мавзолея перед майскими праздниками и разговоры о захоронении тела Ленина, снос памятников героям и вождям советской эпохи и переименование улиц, названных в их честь. Но почему люди, которые это делают, возмущаются, когда подобные антиисторические акции происходят в ближнем и дальнем зарубежье? А кто подает пример? Не вы ли сами?
И, конечно, на фоне серьезных внешнеполитических вызовов и угроз такие действия способствуют усугублению социального раскола и противостояния в обществе. Не забывайте, господа, что, согласно данным социологических исследований, вы живете в стране, где 75% граждан считают советскую эпоху лучшей в нашей истории. Нравится вам это или нет, но это факт.