Сергей Обухов – «Свободной прессе» про «лакомые куски» Кудрина: «Элитка» недовольна низкими темпами окончательного «распила» России.
Счетная палата ищет, что еще можно распродать и кому, пишет портал «Свободная пресса», анализирую заключение аудиторов из ведомства Кудрина. «Элитка» недовольна низкими темпами окончательного «распила» России, такой вывод можно сделать по итогам заключения Счетной палаты. Эксперт — доктор политических наук Сергей Обухов в интервью «Свободной прессе» анализирует ситуацию.
Счетная палата, проверив работу правительства по выполнению закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 2001 года, сочла ее шокирующе провальной в период с 2017 по 2019 годы. За это время, засвидетельствовало ведомство Алексея Кудрина, исполнение прогнозного плана составило лишь 25% в АО и ООО, а в федеральных государственных унитарных предприятиях (ФГУПах) — всего 22%.
В общей сложности в этот период от продажи госимущества федеральный бюджет получил всего 40,8 млрд. рублей. Из них 15,1 млрд. пришлось на 2017 год, и 12,1 млрд. — на 2019. Эти показатели названы самыми низкими за последние 10 лет.
Основными причинами такого удручающего положения дел, по мнению Счетной палаты, являются следующие:
*отсутствие крупных продаж;
*рост доли продаж госимущества на так называемых «вторичных» торгах (публичное предложение без объявления цены), что подразумевает существенный дисконт от первоначальной стоимости;
*низкая эффективность работы агентов по продажам госимущества, которые не выставили на торги порядка 20% объектов, включенных в прогнозный план на этот период.
«В 2017—2019 годах в прогнозный план приватизации 58 раз вносились изменения. Приватизация 21 пакета акций была приостановлена. В план включались объекты, приватизация которых была невозможна в силу различных причин. Кроме того, анализ выявил случаи продажи обществ при отсутствии регистрации прав на недвижимое имущество, а также случаи доведения до участников торгов недостоверной информации о составе имущества, что снижало инвестиционный интерес потенциальных покупателей», — отметил на Коллегии по итогам анализа аудитор Андрей Батуркин.
При этом он особо подчеркнул, что фактические темпы приватизации недостаточны для достижения поставленной российским правительством цели повышения темпов экономического развития за счет сведения к минимуму участия государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках к 2024 году.
Этот последний тезис выглядит довольно интересно.
В последнее время эксперты не раз заявляли «СП» о том, что для реального повышения и улучшения развития отечественной экономики государству следовало бы не продавать свое имущество в частные руки, а, наоборот, национализировать его, ставя таким образом заслон на путях вывода капитала из страны. А вот Счетная палата наоборот, «давит на распродажу».
Не становится ли наш главный аудиторский орган орудием в руках тех сил, которые положили глаз на последние «лакомые куски» госсобственности?
— Счетная палата сейчас — это производная от Алексея Кудрина и системных либералов, поэтому на их выкладки надо смотреть сквозь политическую призму, — взглянул на ситуацию под другим углом секретарь ЦК КПРФ, кандидат экономических наук Сергей Обухов. — В том числе с точки зрения потенциального имиджа ее руководителя как переговорщика с транснациональными элитами и их олицетворением, президентом США Джозефом Байденом в рамках российского трансфера власти в 2024 году, когда активно стареющая политическая элита, основным фигурам которой исполнится к тому времени уже много лет, будет передавать власть и собственность своим детям.
Основной принцип нашей правящей верхушки — «приватизируй прибыли, национализируй убытки», все уже практически распродано, но какие-то лакомые куски еще остались, чтобы поддержать крупный бизнес, легко пролоббировать любое людоедское решение. Обсуждают же сейчас вполне открыто замену мигрантов заключенными, а в кулуарах поговаривают и о дальнейшем усилении «легкого», по их мнению, налогового пресса. И выводы Счетной палаты отлично укладываются в рамки этой логики.
Вопрос приватизации госимущества, характер которой по девяностым годам той же Счетной палатой во времена ее руководства Сергеем Степашинымбыл признан грабительским и преступным, никуда с повестки дня не делся. Например, не до конца приватизирован «Аэрофлот», остались куски госсобственности в имуществе давно уже по сути частных «Газпрома» и «Сбера», РЖД еще не «допилили». Поэтому господин Кудрин, полагаю, продолжит упрямо гнуть линию, итоговая цель которой — передача приватизированных (читай — награбленных) активов и капиталов транснациональным корпорациям взамен на некие гарантии неприкосновенности из уст Байдена.
«СП»: — Если предположить, что после данного отчета Счетной палаты заинтересованным сторонам удастся подстегнуть процесс приватизации госимущества, не рискует ли государство потерять вообще все свои активы?
— Да у нас уже давно все находится в частных руках. Государственные корпорации, и те уже давно стали частными лавочками, доходит до того, что они имеют полное право не отвечать даже на депутатские запросы, они фактически выведены из-под депутатского контроля. И лишь предприятия с коллективной собственностью, как у Грудинина, Казанкова или Сумарокова, остаются бельмом на глазу у нашего кабмина.
С этой точки зрения все нынешние инициативы по приватизации выглядят как банальное перераспределение кормовой базы, как решение «клановых» проблем. Даже такая мелочь, как ГУПы и МУПы, и та идет «в распил». Сейчас, по сути, более сильные олигархические бизнес-группы отгрызают с чавканьем куски у более слабых. Этим-то самоедством и объясняется наша пресловутая «стабильность». На этом фоне Кудрин со своей Счетной палатой — лишь маркер этих настроений.
«СП»: — Государственность как таковая у России хоть сохранится при таких раскладах? Государство может существовать без своей собственности?
— Если понимать под государственностью чиновничий аппарат и всевластие президента, у нас просто сверхпрочное государство. Поэтому когда говорят, что президент укрепил государственность, под этим следует понимать укрепление вертикали абсолютистской власти.
Она с виду хоть и крепка, но в то же время очень хрупкая. Как чугун, колупни который — и вся конструкция тут же хряпнется. Вот вам результат монополизма власти, фаворитизма и олигархии.
Полномочий у главы государства больше, чем у фараона и царя вместе взятых, суды как нужно не работают, парламент не задействован, общественное мнение задушено, вот фавориты и творят, что хотят, под вывеской государства. Таким путем боюсь, как бы нам не пришлось в один прекрасный момент защищать саму Россию от такого «государства».