КПРФ Рязань

А.Е. Клычков: «Бюджет Москвы на 2014 год – это бюджет упущенных возможностей, бюджет торможения экономики»

16 октября на заседании Мосгордумы был представлен в первом чтении проект бюджета города Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Фракция КПРФ проголосовала против документа. Позицию фракции озвучил ее лидер Андрей Клычков:

— Уважаемые коллеги!

Из года в год мы говорим о системных недостатках бюджетной политики Правительства Москвы. Из года в год наши пессимистические прогнозы сбываются. Но никакой реакции на свои предложения мы не видим. И каждый раз приходится констатировать, что предлагаемый бюджет не отвечает интересам москвичей и абсолютно не соотносится с задачами реального развития экономики и социальной сферы в городе.

Реальная экономика, производство, по сути, превращаются в руины. Практически все отрасли парализованы или окончательно разрушены. Итоги такой политики неутешительны: за 8 месяцев с начала года спад производства в Москве составил 12,3% — это худший результат среди всех регионов страны, а прибыль организаций, работающих в экономике города, упала сразу на 28,5%.

Очевидно, что бюджетная политика столицы является продолжением государственного бюджетного курса, который кроме как курсом стагнации и долговой ямы не назовешь.

С каждым годом зависимость России от мировой сырьевой конъюнктуры усиливается. Правительство без малейших сомнений прогнозирует на следующий год цену нефти 101 доллар за баррель. Но даже при столь высокой цене доходы бюджета на 2014 год урезаются почти на 500 млрд. рублей, а расходы — на 247 млрд. рублей. При таком экономическом укладе нефтяные бочки становятся для страны пороховыми.

Между тем, при грамотном и взвешенном подходе бюджет столицы, как и бюджет страны, мог бы уже сегодня решить многие проблемы, ресурсы для этого есть. К сожалению, представленные проекты бюджетов этих возможностей нас лишают.

Проект бюджета Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов – это  бюджет упущенных возможностей, бюджет торможения экономики.

Город не делает ничего, чтобы изменить структуру экономики, создать собственную доходную базу, сделать акцент на развитие высокотехнологичной промышленности. В представленном проекте бюджета на развитие науки, промышленности, малого и среднего предпринимательства выделяются смехотворно низкие 0,1 процента от общих расходов бюджета.

Не имея плана перспективного развития и собственных доходов, столица держится за счет налогов на прибыль крупных компаний и развивается в интересах торгового капитала как центр перераспределения продукции, ввозимой из-за рубежа.

Экономика города напрямую зависит от международной финансовой системы и курса рубля. При любом кризисном скачке экономика города может рухнуть.

Пару недель назад мы уже были свидетелями сурового секвестра бюджета на текущий год, расходы которого оказались урезаны более чем на 140 млрд. рублей, или около 8% от их общего объема. Сокращению в первую очередь подверглись расходы на транспортную инфраструктуру, образование и социальную сферу.

Однако на этом власть не остановилась. Бюджет 2014 года сокращается по сравнению вновь утвержденным даже в номинальном выражении. С учетом же инфляции перед нами еще один секвестр расходов как минимум на 6-8%.

Следствием неэффективного управления экономикой становится неспособность власти решать социальные проблемы общества. И это полностью подтверждается расходной частью бюджета.

«Замороженный» уровень социального обслуживания москвичей с учетом инфляции за три года снизится на 20 процентов. Видимо, по аналогии с федеральным бюджетом, где по разделу «Социальная политика» заложено самое большое сокращение — на 301 млрд. руб.

В Москве ежегодно падают темпы строительства социального жилья. Если в 2006 году строилось  5,3 млн. кв. м, то к следующему году эта цифра значительно упадет. У нас всего 135 тыс. кв. м для предоставления очередникам.

Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение» в 2014 составят всего 45,5 млрд. рублей, что на 23% меньше, чем в текущем году.

Вызывает недоумение и полное прекращение работ по развитию электроснабжения в городе в 2016 году. У меня большие сомнения, что проблем в 2016 году уже не будет. При этом на общественные места потребления выделяется больше.

Государственная программа «Жилище» после секвестра на 18 млрд. рублей в текущем году подвергнется дальнейшему урезанию на 10,5 и 8,6 млрд. рублей в 2014 и 2015 году соответственно.

Объемы работ по капитальному ремонту жилищного фонда снижаются с 8,9 млн. кв. м в 2012 году до 4,7 млн. в 2013 году.

Ежегодно падают расходы на высшее образование – здесь московские власти тоже находятся «в тренде», учитывая недавние решения по фактическому разгрому Российской Академии наук. Не планируется повышение расходов на дошкольное образование. По сути, мы на федеральном уровне наблюдаем уход государства из сферы образования.

Реальное уменьшение пособий социально незащищенным категориям граждан Москвы сочетается с расточительными бюджетными расходами на украшение и так называемое благоустройство города и увеличение числа чиновников и бизнесменов, содержащихся за счет бюджета.

В то же время на обслуживание государственного долга города Москвы запланирован рост расходов: с 34,3 млрд. рублей в 2014 году до 52,4 млрд. рублей в 2016 году. Очевидно, что в этих условиях задачей исключительной важности является срочный пересмотр приоритетов. Выбор у нас небольшой. Или мы переадресуем основные средства на развитие экономики, на образование, здравоохранение, социальную поддержку, или бюджет будет и дальше тормозить развитие города и еще глубже вгонять в нищету малообеспеченных москвичей.

Фракция КПРФ предлагает отклонить представленный законопроект и сформировать подлинный бюджет развития.