КПРФ Рязань

Аналитический материал в газете «Правда» о прошедших выборах в России 8 сентября

Итоги региональных выборов в законодательные собрания 8 сентября стали важной точкой для нашей партии в плане анализа ситуации. Это первые выборы, где в полной мере проявили себя последствия «перезагрузки» партийной системы, запущенной властью.

Губернаторские выборы показали, что в нынешних условиях они остаются, по сути, назначением лишь с элементами голосования. Муниципальный фильтр, который самостоятельно преодолели только кандидаты от КПРФ, а также бесконечное «исполнение губернаторских обязанностей» по телевидению в условиях летне-отпускного периода, отсутствия реальных дебатов и возможностей для политической состязательности привели к полному торжеству административного ресурса.

Результаты кандидатов от КПРФ в условиях полной отпускной демобилизации избирательного корпуса колеблются от 14,84% в Магаданской области (кандидат — первый секретарь обкома КПРФ С.П. Иваницкий) до 7,72% в Московской (кандидат — второй секретарь обкома КПРФ К.Н.Черемисов).

На выборах в законодательные собрания 16 регионов результаты КПРФ колебались от 19,37% в Бурятии (27,23% — в Улан-Удэ), 18,87% в Иркутской области (20,47% — в Иркутске) до 11—12% в Калмыкии, Саха (Якутия) и в Ярославской области. Хороший результат в областных центрах: в Ульяновске (24,35%), Смоленске (19,35%). Об итогах голосования в Чечне и Кемеровской области, где у КПРФ 0,19 и 2,58% голосов, говорить бессмысленно: эти регионы — вне законного политического процесса.

Средний результат КПРФ в 15% поддержки на этих выборах (с Чечнёй и Кемеровской областью — 11%), конечно, выглядит потерей на фоне 20% результатов КПРФ в 2010—2011 годах. Хотя в большинстве субъектов КПРФ либо значительно улучшила результат 2007—2009 годов, либо сохранила его примерно на том же уровне.

Вместе с тем такой средний результат объективно обусловлен набором регионов, где значительный вес по числу избирателей имеют Чечня и Кемеровская область. Это регионы, которые эксперты по выборам при анализе всегда выносят за скобки, так как официальные результаты голосования в них не имеют никакого отношения к реальному волеизъявлению граждан и выборам как таковым.

Кстати, отличием кампании-2013 стало то, что голосование за КПРФ было размыто партиями-спойлерами: «КПСС», «Коммунисты России» и «КаПРФ». Партии-обманки в совокупности набрали 5—6% лишь благодаря удачной мимикрии под КПРФ. Эти 5—6% запутавшихся  избирателей КПРФ являются нашей проблемой и нашей недоработкой, раз мы не смогли предупредить эти ошибки. Всё это наглядно демонстрирует необходимость для партии тщательнее работать с проблемой спойлеров.

Важным выводом из кампании является и то, что, даже несмотря на оба этих фактора, итоги выборов для КПРФ в сравнении с предыдущими выборами в законодательные собрания этих регионов оказались относительно успешными.

Сравним результаты выборов в законодательные собрания в 2007—2009 годах с теми процентными величинами, которые получили парламентские партии на выборах 8 сентября 2013 года.

КПРФ

КПРФ удалось улучшить свой результат по сравнению с предыдущими выборами в законодательные собрания в ряде регионов России, даже несмотря на большое количество партий-спойлеров.

 Наилучший результат коммунисты показали в Бурятии (+6,56%), в Иркутской области (+5,62%) и в Башкирии (+4,46%). Также удалось немного улучшить результат в Забайкальском крае (+0,74%).

 Ситуация в остальных регионах оставляет желать лучшего: спойлеры выполнили свою работу, оттянув проценты от КПРФ. Зачастую это было связано с махинациями при жеребьёвке мест партий в бюллетене: соседями КПРФ оказались «КПСС» и «Коммунисты России». В связи с этим фиксируется падение рейтинга в размере от 0,14% (Чечня) до 14,21% во Владимирской области.  Серьёзная потеря в Республике Калмыкия — 11,23%. Что касается остальных регионов, то там фиксируется потеря рейтинга в размере от 0,29% до 3,76%.

«Единая Россия»

«Единая Россия» теряет поддержку избирателей во всех регионах, кроме Кемеровской области, где прирост голосов за неё составил 1,42%.

Самыми «сложными» для «партии власти» стали Бурятия (–19,54%), Забайкальский край (–11,72%), Хакасия (–11,01%), Смоленская область (–10,1%). В остальных регионах рейтинг ЕР упал в размере от 1,42% до 9,71%.

Эти результаты объясняют, почему на днях был запущен процесс принятия закона о сокращении доли мандатов, избираемых по партспискам в регионах. Именно за счёт одномандатников, которые избирались при помощи административного ресурса, власти планируют получать большинство даже в неудачных для себя регионах. Судя по всему, они уже не верят в перспективы «Единой России».

 «Справедливая Россия»

«Справедливая Россия» не показала выдающихся результатов. Средний уровень поддержки партии составил всего 5,64%.

Наибольшее достижение партии — прирост в размере 2,91% голосов в Ростовской области. На фоне оппозиционно настроенного электората также удалось немного улучшить результат в Забайкальском крае (+1,15%) и в Республике Саха (Якутия) (+1,08%).

В остальных же регионах СР теряет поддержку избирателей. Самым тяжёлым для «Справедливой России» оказалась Архангельская область (–7,38%). В остальных регионах отмечается потеря рейтинга в размере от 1,1% до 5,97%.

ЛДПР

ЛДПР на выборах 8 сентября удалось потеснить «Справедливую Россию» с третьего места как в ряде регионов, так и по общим результатам. Но по сути со средним уровнем поддержки ЛДПР в 5,87% — это борьба двух аутсайдеров с разницей на уровне статистической погрешности.

«Жириновцы» мизерно улучшили свой результат в пяти регионах России. ЛДПР потеряла поддержку избирателей Ярославской области (–7,46%). В остальных регионах потеря рейтинга составляет от 0,1% до 3,79%.

Муниципальные кампании

В большинстве региональных столиц КПРФ заняла второе место после «Единой России».

Максимальную поддержку получила КПРФ в Белгороде — 24%. На втором месте — Архангельск (18%). Также достаточно высокий результат у коммунистов в Великом Новгороде — 17%. Наименьший процент голосов собрала Компартия в Кызыле (7%), Екатеринбурге и Красноярске (по 9%).

В 229 муниципалитетах верхнего уровня — районах и городах регионального подчинения — прошли выборы глав администраций. Они охватили 45 субъектов РФ. КПРФ выдвинула своих кандидатов в 79 муниципальных образованиях, что составило 34%.

Согласно предварительным данным, четверо кандидатов-коммунистов избрались главами муниципальных образований верхнего уровня: Н.Ю. Гавриленко — в Пестовском районе Новгородской области (набрал 61% голосов), С.П. Савин — в Улетовском районе Забайкальского края (58%), Е.Л. Долгасова — в Лотошинском районе Московской области (58%) и А.Г. Кусраев — в Яковлевском районе Приморского края (54%).

Кроме них, первое место заняли О.Н. Семенихин в Елецком районе Липецкой области (49%) и В.В. Соколов в Пышме Свердловской области (46%).

Заняли второе место при результате главного оппонента меньше половины голосов — «вышли во второй тур»: Ефименко (Глушковский район Курской области), Кашара (Нововаршавский район Омской области), Заморин (г. Ивдель Свердловской области), Ерёменко (Можайский район Московской области), Головников (г. Мантурово Костромской области), Ларионов (Шатурский район Московской области), Дьяконов (г. Зверево Ростовской области), Корольков (г. Климовск Московской области) и Щедрин (Золотухинский район Курской области).

Средний процент поддержки КПРФ на этом уровне выборов — около 20%.

В 104 выборных кампаниях по партспискам в муниципальные собрания КПРФ получила результат около 18%.

КПРФ победила «Единую Россию» на выборах по партспискам в городе Партизанске (47%) и Яковлевском районе (46%) Приморского края.

Среди городов по доле голосов за Компартию лидируют: Райчихинск Амурской области (31%), Димитровград Ульяновской области (30%), Южно-Курильск Сахалинской области (26%) и Кунгур Пермского края (23%).

Среди районов в число лучших вошли: Воробьёвский район Воронежской области и  Котовский район Волгоградской области (по 33%), Александровск-Сахалинский район Сахалинской области (32%), Хасанский район Приморского края и Павловский район Воронежской области (28%).

* * *

Подводя итоги, можно отметить: несмотря на то, что главной задачей «перезагрузки» партийной системы со стороны власти было именно понижение устойчивого уровня в 20%, на который КПРФ вышла в 2010—2011 годах, и подрыв её положения как лидера оппозиции, это удалось в незначительной степени. Главными жертвами такой «перезагрузки» стала не столько КПРФ, сколько верные сателлиты власти: ЛДПР и «Справедливая Россия».

Парторганизации в целом выполнили основные задачи, поставленные Президиумом ЦК на этих выборах: упрочить статус второй по силе и главной оппозиционной партии, обеспечить создание фракций КПРФ во всех законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации, активно использовать ресурсы, предоставляемые партии в ходе выборного процесса. КПРФ начала адаптацию к работе в новых условиях, и результаты выборов говорят о том, что это не самое плохое начало.