КПРФ Рязань

БИЛЕТ В ОДНОПОЛОЕ КУПЕ

Возможность пассажирам выбрать себе билет не только по цене и комфорту, но также и по половому признаку «Российские железные дороги» ввели уже давно. Пассажиры всех поездов дальнего следования ОАО «РЖД» могут выбрать билет в мужское, женское или смешанное купе. Тип купе указывается в соответствующей графе билета. Сами купе в поездах не маркируются, так как ничем прочим не отличаются. Оформление билета в мужское, женское или смешанное купе не требует каких-либо дополнительных материальных и временных затрат со стороны пассажира. Стоимость билета остается такой же, как и в других вагонах равного класса. Эта опция оказалась востребованной особенно среди женщин. Кормящие матери, невесты, инвалиды, мусульманки и просто пассажирки, желающие остаться без навязчивого внимания противоположного пола, стали охотно покупать билеты в однополые купе. Однако на практике женщины столкнулись с железнодорожным сервисом, который даже мягко можно назвать только издевательством.

7 декабря 2012 г. девушка-невеста Ольга Иванченко купила билет в женское купе СВ, чтобы ночным поездом добраться из Казани в Москву. Однако зайдя в свое купе, с изумлением обнаружила там вместо соседки пассажира-мужчину, который не моргнув глазом признался, что специально купил билет в женское купе и был бы не против проехать с ней, чтобы разделить в пути ночной покой. Выяснилось, что кассир спокойно продал билет в женское купе мужчине, а проводница, не сомневаясь, пустила его в вагон. Начальник поезда отказалась высаживать пассажира-мужчину из женского СВ, при этом обвинив девушку в «дискриминации мужчин». Впрочем, разбираться на месте было уже поздно – поезд тронулся и девушке пришлось коротать ночь в женском купе в компании с незнакомым мужчиной. Словом, то, что трудно представить в общественной бане, на российских железных дорогах оказалось вполне возможным.

По приезде в Москву Ольга Иванченко сразу пожаловалась в интернет-приемную РЖД, надеясь, что железнодорожная корпорация быстро восстановит справедливость в собственной системе. Однако от представителя РЖД скоро пришло лишь уведомление, что ответ будет дан не в течение 10 дней, предусмотренных законом о защите прав потребителей, а в течение 30 дней. Тем самым РЖД приравняли себя к органам государственной власти, да еще, похоже, с иммунитетом на жалобы граждан, поскольку ответ пришел к пострадавшей девушке только… через 60 дней.

Согласно полученным объяснениям, отказывать мужчинам в приобретении билетов в женское купе железнодорожникам не позволяет… закон. Сделать это можно только в случае отсутствия билетов. Следовательно, если мужчина по интернету или в кассе приобрел билет в женское двухместное СВ, то корпоративный веб-сайт или кассир на вокзале такой билет обязаны продать, проводник должен посадить в вагон, а начальник поезда не имеет права возразить. Иное поведение сотрудников РЖД, видите ли, нарушало бы закон о защите прав потребителей. Однако таким образом получается, что РЖД, рекламируя однополые купе, попросту продает услугу, которую не может оказать. Ольга Иванченко расценила это как обман потребителей и решила немедленно обратиться в суд.

Судебное разбирательство между девушкой и железнодорожным монополистом, начатое в феврале 2013 г., длилось ровно год, несмотря на то, что суд практически сразу своим решением обязал РЖД в течение 10 дней найти провинившегося кассира, проводника и начальника поезда, лишить их премий, а главное – извиниться перед пассажиркой и выплатить ей компенсацию. Тем не менее корпорация РЖД ввязалась в долгую тяжбу с рядовой гражданкой, задействовав весь свой корпоративный арсенал.

Впрочем, как говорится, нет худа без добра. За время годовой судебной тяжбы выяснились и стали обнародованными некоторые подробности о самой системе «Российских железных дорог», принять к сведению которые будет небесполезно широким массам потребителей услуг российской «железки». Выяснилось, что РЖД уже несколько лет по существу является лишь брендом, формальной вывеской, под которой осуществляется продажа железнодорожных билетов. За исключением обслуживания элитных направлений («Сапсанов» и проч.), а также электричек местного сообщения, в основном пассажирскими перевозками занимается дочерняя контора РЖД – Федеральная пассажирская компания (ФПК). При этом, приобретая билет у РЖД, пассажиров не ставят в известность, что обслуживает и отвечает за их безопасность другая компания. Что касается предмета судебной тяжбы, то оказалось, что с проблемой подсаживания мужчин в женское купе сталкиваются многие пассажирки. По данным адвокатской фирмы, взявшейся защищать права Ольги Иванченко, только за первую неделю мая 2013 г. подобные жалобы поступали в РЖД трижды, но все они кончились ничем.

Однако в случае с Ольгой Иванченко хоть и с трудом, но справедливость восторжествовала. 26 февраля 2014 г. судебное разбирательство завершилось ее окончательной победой. Суд постановил, что если компании РЖД и ФПК рекламируют возможность путешествия в женском купе, то кассир не имеет права продавать женское место пассажиру мужского пола, а проводник, обнаруживший подлог, обязан не допустить посадки недобросовестного пассажира.

Поразительно, но сделать это удалось при помощи… ответчика. В ходе последнего судебного заседания выяснилось, что в связи с данным иском РЖД и непосредственный перевозчик ФПК срочно внесли изменения в правила продажи билетов. Начиная с 2014 г. в билете указывается не только номер паспорта, но и пол пассажира, обозначающийся буквами «м» и «ж». В бланке билета раздел «паспортные данные» пополнился строкой с указанием пола пассажира, а следовательно, и обязанностью проводников сверять пол пассажира с данными, указанными в билете. Впрочем, это не спасло ФПК от ответственности за подсаживание к девушке в женское купе постороннего мужчины. Неустойку, штраф, компенсацию морального вреда и стоимость судебных расходов в сумме 17 тыс. руб. ответчику теперь заплатить придется.

Как это ни странно, но таким образом девушка, боровшаяся с могущественной монополией за вполне законное и оплаченное право ездить в женском купе без лиц противоположного пола, не только отстояла свои интересы, но и… реформировала правила продажи билетов в Российской Федерации. Бывает же такое!

www.sovross.ru