КПРФ Рязань

Что делать, чтобы оживить села России?

Необходимые первоочередные меры правительства России для приостановления разрушения сельских территорий и минимизации угрозы продовольственной безопасности страны.

Для нас, сельских жителей, экономика сельского хозяйства – это значительно больше, чем просто работа и заработок денег. Это наша среда обитания, почти 30 млн граждан России.

И мы считаем, что достойны того, чтобы было обеспечено хорошее качество обитания жителей сельских территорий. Чтобы мы могли быть самодостаточными во всех сферах жизнедеятельности.

Кроме производства сельхозпродукции, сельская территория имеет свою главную задачу, которая заключается в воспроизводстве нашей национальной культуры, наших традиций, нашей исторической идентичности, духовного и нравственного кода нации.

Государство просто обязано принять разумную аграрную политику. Правительство должно понимать, что те точечные меры, которые в настоящее время реализует министерство сельского хозяйства, очень даже недостаточны и в корне неэффективны. Главное, что они не несут в сельские территории дух развития и препятствуют становлению основного правила жизни – справедливости.

Чтобы выполнить пороговые значения доктрины продовольственной безопасности, надо вкладывать в село 700–800 млрд рублей ежегодно.

Наверное, ни минфин, ни даже президент не смогут в ближайшее время поменять бюджетную политику. И всё же эти средства можно обеспечить за счет принятия следующих решений:

1.   Доступ к минеральным удобрениям для повышения плодородия земель и урожайности в целом
В каждом районе земледелия организовать площадки приема, хранения и распределения минеральных удобрений среди землепользователей. Эту функцию должны взять на себя производители минеральных удобрений в партнерстве с землепользователями и государством.
Довести использование минеральных удобрений с нынешних 20 кг до 60 кг действующего вещества на 1 гектар пашни.
Согласовать на уровне минсельхоза цены и объемы поставок минеральных удобрений по регионам. В настоящее время монополии производителей минеральных удобрений завышают цены кратно. (Пример: отчетная цена завода 5300 рублей за 1 т селитры. Потребителю селитра достается 11 500–14 900 рублей за 1 т. Причина: длинная очередь посредников и обязательная сертификация хранения и перевозки минудобрений.)
Без жесткого контроля государства невозможно наладить справедливые отношения в ценовой политике производителей минудобрений.
Вопрос настолько серьезен, что можно рассматривать национализацию заводов минеральных удобрений в случае несговорчивости минеральных миллиардеров, продающих за рубеж стратегическую продукцию.
Такая стратегия обеспечит сельхозтоваропроизводителям около 12 млрд рублей экономии оборотных средств и прибавку урожая на уровне 30%.

2. Доступ к горюче-смазочным материалам (ГСМ)
Предлагаем убрать с цены ГСМ, предназначенных для сельского хозяйства, дорожные акцизы и налоги. По справедливости. Тракторы и комбайны не ездят по дорогам, а работают в поле. Этот очень существенный факт позволит сохранить оборотных средств около 30 млрд рублей.

3. Доступ к электроэнергии
Установить предельную цену электричества для сельхозпроизводителей и иного производства в сельской местности 2 рубля за 1 кВт (в настоящее время цена 1 кВт для крестьян 5–7 рублей. Для городских промышленных предприятий электроэнергия обходится в 1,2–3 рубля за 1 кВт). Эта мера сильно поможет развитию животноводства и кормопроизводства.

4. Газификация сельских территорий
Ускорить газификацию сельских территорий (в настоящее время 50% сельских населенных пунктов не имеет газа). Территориям, в которые газ завозить нецелесообразно, обеспечить эквивалентную цену электроэнергии 70–80 копеек за 1 кВт (1 м3 газа – 9,5 кВт электроэнергии).

5. Установить федеральные субсидии на приобретаемую технику для сельского хозяйства на уровне 40% от цены и выплачивать ее по факту приобретения техники и оборудования непосредственно крестьянам
Только такой мерой поддержки можно ускорить техническую модернизацию сельхозпроизводства.

6. Доступ к финансовым ресурсам.
Создать финансовую структуру, обеспечивающую кредитование сельхозпроизводств минимально возможной процентной ставкой. Например, ставки Центробанка плюс не более 2% банковская надбавка. Условия кредитования сделать более простыми и доступными для крестьян. Отсрочки платежей должны быть не менее 2 года по капитальным затратам.

7. Справедливое и равное отношение государства к разным формам и статусам сельхозтоваропроизводителей (малые, средние и крупные)
Переориентировать программы создания мегакомплексов (свино-, птице-, КРС и т.д.) на организацию семейных ферм (30–60 коров, 100–150 овец или коз и т.д.).
Практика показала, что агрокомплексы в большинстве своем не оправдали финансовую эффективность. Они не несут в сельские территории идею развития, а зачастую являются губительными для жизни окрестных сел и деревень. На 2014 год просроченная кредиторская задолженность компаний «Мираторг», «Сибагрогрупп», «Valihop», «Русагро», «Белагрокорм» составляет от 18 до 100 млрд рублей. Сейчас около 70–80% субсидий и дотаций минсельхоза достаются крупным агрохолдингам.

8. Доступ к кадрам
Нехватка специалистов – это удавка на очень тонкой шее сельхозпроизводства. Через 3–5 лет – полный коллапс с механизаторами, инженерами, механиками, агрономами и зоотехниками.
Производство просто будет остановлено. И эту задачу решаем совместно с государством, восстанавливая училища сельских специалистов.

9. Наложить мораторий
На банкротство сельхозпроизводителей и иных производств в сельской местности, имеющих статус градообразующих, на период выполнения Доктрины продовольственной безопасности России.

10.  Усилить работу органов МСУ в сельских территориях с целенаправлением на развитие сел и деревень через организацию местных экономик
Это будет способствовать социализации сельского населения на территории жизнедеятельности. Стимулировать работу сельских и поселковых общественных организаций, в том числе посредством привлечения их к целевым программам территориального обустройства, развития и управления. Перераспределить налоговые отчисления в местные бюджеты для финансового обеспечения выполнения полномочий и задач МСУ.

11. Сельская кооперация
При условии решения вышеперечисленных задач сельхозтоваропроизводители будут самостоятельно нацелены на развитие кооперации всех видов: кредитной, сбытовой, потребительской. В нынешнем состоянии сельской экономики и взаимоотношений с государством кооперация настоящая невозможна.
В результате принятия разумных и справедливых для всех крестьян решений и заботы государства мы получим следующие результаты к 2020 году:
-Сбор зерна – 145–150 млн т.
-Производство мяса – 10 млн т.
-Производство молока – 50 млн т.
-Производство сахара – 6 млн т.
Россия сможет при потребности обеспечить экспорт продовольствия:
-Зерно – 30 млн т.
-Сахар – 1,5 млн т.
-Растительное масло – 1,2 млн т.
-Картофель – 4 млн т.
-Мясо – 1 млн т.
Без радикальных мер по поддержке развития аграрного сектора следует ждать ускоренного обезлюживания села, подрыва агроресурса, базового промышленного производства, образования очагов социальной напряженности.
Наши предложения несут идею восстановления разрушенной части российского общества – малых городов и сельской цивилизации, создание стимулов для заселения опустошенных российских территорий.
Богатство села и независимость Российского государства – в эффективном и образованном человеческом капитале. Благосостояние и спокойствие городов России – в богатом и обустроенном российском селе.

www.sovross.ru