КПРФ Рязань

Дело Великого Октября и задачи молодёжной политики КПРФ. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на июньском 2015 года Пленуме ЦК

Уважаемые товарищи!

Мартовский пленум Центрального Комитета нацелил партию на подготовку к 100-летию Великого Октября. Мы договорились использовать эту историческую дату для того, чтобы укреплять наше влияние в массах, шире разворачивать пропаганду социалистической альтернативы капитализму. Для того, чтобы усиливать работу по политическому просвещению масс, разоблачению классовой и антинациональной сути правящей в стране олигархии. Партийным комитетам всех уровней поручено развернуть активную подготовку к юбилею ключевого события новейшей истории.

Успех нашего дела во многом зависит от того, насколько идеи Октября будет готова подхватить лучшая часть молодёжи, насколько воспримет и разовьёт она наследие советского социализма. Вот почему мы сегодня целенаправленно продолжаем разговор, начатый на предыдущем пленуме.

Обсуждая задачи молодёжной политики, мы подтверждаем и подчёркиваем: Коммунистическая партия Российской Федерации — это партия Великого Октября, партия революционного обновления. В числе стратегических целей нашей политики — формирование молодых поколений самоотверженных борцов за социализм. Такая цель вытекает из природы нашей партии, из её программных установок, из нашей верности идеалам Великой Октябрьской социалистической революции.

Идеалы партии Ленина — это идеалы исторического прогресса, социальной справедливости и гуманизма. И потому эти ценности разделяет немалая часть российской молодёжи. Как найти подход к ней? Как помочь ей стать на путь Октября? Как соединить наше великое наследие со свойственной молодости устремлённостью в будущее? Что у нас получается на этом пути, а что ещё только предстоит сделать? Все эти вопросы сегодня в центре внимания партии.

Революция, избавившая и давшая

Нынешняя политология стыдливо умалчивает, что именно К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин заложили научный фундамент теоретического осмысления молодёжи как социального явления. Они сделали это, выдвигая идеи о роли молодёжи в революционном процессе, о путях строительства молодёжных союзов, о необходимости преодолеть влияние на молодёжь дурмана буржуазной идеологии и культуры.

Сегодня состояние буржуазной теории молодёжи выглядит как хаотический плюрализм. Реанимируются давно изжившие себя взгляды, противопоставляющие «молодёжь вообще» «взрослым вообще». Звучат давно потускневшие догматы об «извечной борьбе поколений». В своё время американский социолог Льюис Фойер уже пытался опровергнуть «Манифест Коммунистической партии». Он утверждал, что история всех до сих пор существовавших обществ является историей борьбы «отцов и детей». В своей книге «Конфликт поколений» Фойер подражал стилю авторов Коммунистического манифеста, но пытался «отменить» их взгляды.

Известный антикоммунист и русофоб Збигнев Бжезинский видит причины молодёжного бунтарства в другом. По его логике, молодёжь, верящая в «старомодные духовные ценности» вроде романтизма, дружбы и гуманизма, не находит себе места в «постиндустриальном мире». По этой причине, как утверждает идеолог «нового мирового порядка», молодёжное движение не имеет перспективы. Оно якобы напоминает бунты луддитов, разбивавших машины, чтобы сдержать развитие промышленности.

Марксизм-ленинизм решительно отвергает саму постановку вопроса о «молодёжи вообще». Да, у молодых людей есть общие возрастные и психологические особенности. Да, у них есть свои специфические интересы, своя субкультура. Однако, в конечном счёте, положение молодёжи в обществе определяется принадлежностью к определённому социальному классу. Вот и молодёжное коммунистическое движение порождают не юный возраст участников, а общественный строй, социально-экономические причины.

Место трудящейся молодёжи в системе капиталистического производства определялось политикой «двойного угнетения»: классового и возрастного. В период становления капитализма дети пролетариев приступали к работе уже в возрасте 7—10 лет. За свой каторжный труд по 10—15 часов и более они получали заработную плату, напоминавшую нищенское подаяние. Высокий избирательный ценз лишал молодых людей из рабочих семей элементарных гражданских и политических прав. Они практически не имели возможности получить достойное образование, повысить трудовую квалификацию.

Капитализм создал своеобразную иерархию рабочих. На самой низкой её ступени находился подросток, по терминологии хозяев, «полурабочий малой силы». Данное определение отражало «право» на получеловеческое существование.

Россия не была исключением. После отмены крепостного права здесь всё шире применялись машины, усиливалось разделение труда. Ускоренное развитие капитализма сопровождалось интенсивным втягиванием в производство членов семей рабочих: женщин, детей, подростков. Больших масштабов достигло использование низкооплачиваемого труда юных пролетариев. По самым скромным подсчётам, в начале 80-х годов XIX века доля малолетних рабочих (12—14 лет) составляла в текстильном производстве 12,7, а в полиграфическом — 17,7%. Рабочий день детей и подростков продолжался, как и у взрослых, по 12—15 часов, а заработок был вдвое-втрое ниже. Из-за непосильного труда в душных мастерских и сырых шахтах, из-за голода и недосыпания малолетние рабочие рано чахли. Тяжёлые болезни и высокая смертность были постоянным явлением в пролетарских семьях. Но число малолетних и подростков в капиталистическом производстве продолжало расти. В конце XIX века рабочая молодёжь до 19 лет составляла четверть, а к 1914 году — уже треть от общего числа лиц наёмного труда.

В одном из своих обличительных выступлений с трибуны Государственной думы большевик-депутат Г.И. Петровский привёл вопиющие факты преступного отношения предпринимателей к условиям труда и быта молодых шахтёров. Вопреки закону, на шахтах работали дети, находившиеся под землёй, как и взрослые, по 12 часов в сутки. Капиталисты пренебрегали техникой безопасности. Это вело к частым авариям, высокому травматизму и гибели молодых пролетариев. Нищенский заработок обрекал детей и подростков на полуголодное существование, 80% из них страдали малокровием, многие болели туберкулёзом.

Не в лучшем положении находилась рабочая молодёжь других отраслей. Перед Первой мировой войной в промышленности, поднадзорной фабричной и горной инспекции, 64% девушек и 45% юношей зарабатывали менее 50 копеек в день. В то же время минимальный бюджет не имевшего семьи пролетария, по подсчётам Русского императорского технического общества, должен был составлять не менее 35 рублей в месяц. «Белого хлеба и мяса мы на столе не видели, — вспоминал бывший рабочий Сосьвинского завода на Урале В.А. Чащин. — Никто у нас не носил белья, ботинок. Носили лапти».

Право избирать в Государственную и городские думы предоставлялось лишь с 25 лет. Молодые крестьяне, не достигшие указанного возраста, лишены были права голоса даже на сельских сходах. Гражданское бесправие распространялось на все стороны жизни подрастающего поколения, вызывая ненависть к самодержавию.

На пробуждение у молодёжи классового самосознания влияли и другие факторы. В большинстве своём юные фабрично-заводские рабочие являлись выходцами из пролетарских семей. С детских лет они приобщались к нуждам и интересам своего класса. Рано входя в пролетарскую среду, они приобретали здесь первый социальный опыт. На заводах и фабриках формировались их жизненные идеалы. На крупных предприятиях с организованным и сплочённым пролетариатом юные труженики воспитывались на примерах самоотверженной борьбы с самодержавием и буржуазией.

Как ни бесчеловечна эксплуатация капиталом подрастающего поколения, Маркс, Энгельс, и Ленин считали исторически прогрессивным явлением объективный процесс вовлечения молодёжи в крупную промышленность. Производство способствует социальному взрослению, расширяет кругозор, рано пробуждает классовое сознание.

Начальным этапом борьбы молодёжи за свои права в условиях капитализма была её стихийная самоорганизация. В 1848 году под воздействием европейских революционных событий состоялась первая попытка создания союза учеников-ремесленников в Австрии. В дни Парижской коммуны вышло в свет первое в истории юношеское издание — «Газета для молодых». Среди коммунаров, арестованных версальскими контрреволюционерами, более 650 человек были моложе 17 лет. В России в 1878 году на луганской бумагоделательной фабрике Кенига произошла «стачка малолетних», в ходе которой 33 подростка отказались выходить на работу в связи с ужасающими условиями труда. В конце XIX века в Москве, Санкт-Петербурге и Казани стихийно организовывались студенческие кружки, одним из которых руководил юный Владимир Ульянов.

На рубеже XIX—ХХ столетий не было ни одного значимого явления в молодёжной среде, мимо которого прошла бы пытливая ленинская мысль. Первостепенное значение придавал Ленин проблемам народного образования и просвещения. С горечью и возмущением он писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России… Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России… В Америке учащихся было в 1908 году 17 миллионов, то есть 192 учащихся на тысячу жителей — более чем вчетверо больше против России».

К растущей общественной активности молодёжи присматривались все политические партии России. Но пока другие присматривались, большевики работали и расширяли своё влияние среди молодёжи. В программные документы РСДРП, написанные ленинской рукой, были включены пункты о введении всеобщего и прямого избирательного права для всех граждан, достигших 21 года, запрещении работы детей до 15 лет, введении закона об обязанности фабрикантов содержать школы.

Революционная активность рабочей молодёжи быстро росла. Юные пролетарии участвовали в стачках, демонстрациях, схватках с полицией. Высокая активность была характерна не только для Петербурга и Москвы, но и для провинции. Полицейский исправник из Брянска писал начальству о революционных выступлениях рабочих мальцевских заводов: «Мастеровые, почти исключительно молодёжь, а также мальчики 15—16 лет, собравшись в толпу в несколько сот человек, говорили речи о свободе… Кто-то из толпы бросил прокламации оскорбительного для государя императора содержания, а затем толпа направилась по улицам Брянска с пением «Марсельезы»… Раздавались крики: «Долой самодержавие!» Подобные выступления молодёжи всё чаще руководились большевистскими организациями.

В августе 1914 года империалистические державы развязали Первую мировую войну. Только в Европе в армии воюющих государств было мобилизовано до 70 млн. человек. За четыре года войны около 10 млн. человек погибли. Почти вдвое больше было ранено, искалечено и отравлено газами. С каждым днём тяготы войны становились для народа всё ощутимее. 17% кадровых пролетариев были мобилизованы на фронт. Цены на продукты первой необходимости взвинчивались. Резко усилилась эксплуатация. К концу 1916 года реальный заработок металлистов составлял всего 54% от уровня 1913 года, а текстильщиков — 46%.

Империалистическая война подстегнула становление революционной ситуации в России. За Февральской буржуазно-демократической революцией последовала Октябрьская социалистическая.

Великий Октябрь повернул рулевое колесо всей планеты и начал новый этап истории нашего Отечества. Классовая революция пролетариата и крестьянства счастливо соединилась здесь с разрешением общенационального кризиса. Направив страну по пути социализма, она спасла её от разрушения. Эта прогрессивная направленность нашей революции работает в унисон с миропониманием передовой молодёжи. На этот смысл и значение Октября нам не раз предстоит указать в ходе подготовки к его 100-летию.

Избавив народ от капиталистического, помещичьего и национального гнёта, Великий Октябрь решительным образом изменил положение молодого поколения. Молодёжь обрела полные гражданские права. Перед юношами и девушками открылись широчайшие возможности для плодотворного творческого труда, всестороннего образования, проявления инициативы и самодеятельности, повышения политической активности и участия во всех областях жизни общества.

Социалистическая революция сразу покончила с эксплуатацией детского и юношеского труда. Она запретила работу детей на производстве и ограничила применение труда подростков. Советская власть изменила существовавшую со времён царизма систему производственного ученичества, которую капиталисты превратили в одну из форм эксплуатации детей и подростков. Вопросы производственного обучения молодых рабочих были поставлены под контроль государства и рабочих организаций. Началось коренное переустройство всей системы профессионально-технического обучения на основе принципа единства труда, образования и воспитания. Коммунистическая партия открыла детям рабочих и крестьян доступ в средние и высшие учебные заведения.

Октябрь 1917 года важнейшей ценностью утверждал Труд и поднимал человека труда. Лозунгом эпохи стал воистину справедливый вердикт: кто не работает, тот не ест. Впервые в истории гражданам гарантировалось право на труд. Для молодёжи, начинающей жизненный путь, это особенно важно. В 1930 году в Великобритании и Германии безработным оказался каждый четвёртый, а в США — 40% всех рабочих и служащих. Тогда же в СССР была закрыта последняя биржа труда. Только за годы первой пятилетки численность рабочих и служащих в стране Октября выросла почти на 13 млн. человек. В России ещё живы поколения тех, кто помнит: благодаря стабильному развитию производительных сил в СССР повсеместно ощущался дефицит рабочей силы.

Познавая заново правду эпохи, мы всё лучше постигаем её глубину. Практика доходчиво подтверждает, что право на бесплатное и качественное образование безоговорочно гарантирует только общественно-политический строй, выросший из Октября. Повседневность убеждает, что доступное каждому государственное здравоохранение тоже родом из Великого Октября. А утраченные народом общественные фонды потребления были одним из сильнейших проявлений социалистического гуманизма.

Справедливость Октября заключалась в его глубокой человечности. Три века до этого буржуазный западный гуманизм славил человека-одиночку, человека-индивидуалиста. Он будто не замечал: чтобы выжить, этой «самоценной личности» приходится беспощадно бороться с себе подобными. Великий Октябрь утверждал необходимость общества, в котором счастье одной личности не означало бы воровства счастья у других людей.

Великий Октябрь устранил антагонистическое начало в межнациональных отношениях. Деятельность буржуазного Временного правительства привела к первому в ХХ веке «параду суверенитетов». Как писал белый генерал А.И. Деникин, о суверенитете объявляли не только «национальные окраины», но и губернии, и даже уезды с преобладающим русским населением. Это — реальный исторический факт. Советская власть решила национальный вопрос, обеспечив равные права каждого народа на социально-экономическое и общественно-политическое развитие. Приоритетные условия были созданы для отставших в экономическом развитии народов. Это диктовалось и соображениями справедливости, и потребностями решения национального вопроса, и необходимостью в формировании единого народнохозяйственного комплекса. Были обеспечены равные права человека и гражданина независимо от его национальности. Гарантировали их не только закон, но и социальная практика.

Великий Октябрь заложил основы нового типа демократии, которая решительно отвергала господство эксплуататорского меньшинства. Будучи антибуржуазной, советская демократия с первых дней после свержения Временного правительства формировалась как реальное народовластие рабочего класса и трудового крестьянства, как диктатура пролетариата. Политическая наука Великого Октября состоит в том, что демократия бывает только классовой. И только диктатура пролетариата как власть абсолютного большинства народа гарантировала первостепенное внимание к молодёжи.

Продолжение на сайте ЦК КПРФ: http://kprf.ru/party-live/cknews/143672.html