И вера, и надежда, и любовь. Памяти Владимира Меньшова
Мы, как и вся Россия, понесли огромную утрату – ушел из жизни наш добрый и дорогой друг, Владимир Валентинович Меньшов. Необыкновенный Человек. Гениальный художник. Верный в дружбе и большом деле. Мужественный и твердый в гражданских поступках. Максималистски честный в своем трудном режиссерском ремесле и творчестве. Мастер, признанный и высоко оцененный мировым кинематографическим сообществом. Педагог, неподдельно любимый своими учениками.
Как режиссер он всегда брался за заведомо проблемные темы и материалы в кино. Он ступал на тонкий лед «не модного», как выражались киношные снобы, кино и смело творил шедевры – таковы его фильмы «Москва слезам не верит», получивший международную премию «Оскар», и «Любовь и голуби» — фильм, ставший семейной реликвией миллионов советских зрителей. Он никогда не стремился к оригинальному и ложно утонченному в своем искусстве. Хотя был способен на экстравагантность и буффонаду, как в «Ширли-мырли».
В своих актерских амплуа он предпочитал личностей, людей на своем месте. Таким он и запомнился в фильме «Человек на своем месте» — молодым, увлеченным, страстно желающим служить земле, на которой вырос.
По моему ощущению, Владимир Валентинович как будто следовал пушкинскому ценнейшему умозаключению, открывающему тайну гения: «Тонкость — не доказывает еще ума. Глупцы и даже сумасшедшие бывают удивительно тонки… тонкость редко соединяется с гением, обыкновенно простодушным, и с великим характером, всегда откровенным».
Его главные фильмы, как и большая русская советская литература «деревенщиков», тяготели к простому человеку. Современные кинокритики предпочитают не говорить о том главном, что и сделало фильм «Москва слезам не верит» народным. А самого Владимира Меньшова – народным режиссером. В оскароносном фильме он показал Москву рабочую, если хотите «лемитную» — яркую, трудовую, веселую, любящую свою страну и, потому, столицу. Меньшов был влюблен в простого русского человека, влюблен в свое время, в его реалии – в кадре он воспел даже старый советский «Москвич» и тесное, но дружеское советское садовое товарищество. И этим он зацепил сердце всей рабочей Москвы и России.
Фильм «Любовь и голуби» неожиданно открыл нам Россию не просто деревенскою, но глубинную, окраинную, пригородную, с ее уходящей кадрилью на тесовых мостках, с ее простодушными героями, с ее голубиными легендами, которые всегда кружат над Россией.
Когда он, уже увенчанный «Оскаром», и — что для него было важнее всего – любовью своего народа, отказался вручать премию фильму «Сволочи», жаждущая правды Россия снова вздрогнула, опять получила заряд нравственной энергии, снова выпрямилась. В этом и была его человеческая прямота и непосредственность. Как горько терять в его лице эти редкие, уходящие в историю качества! Как горько прощаться с красивым и большим Человеком!
Он родился в Баку и вырос на юге – в Астрахани, но признавался: «Моя любовь на севере». Его всегда тянуло к чистому, не замутненному модой природному пространству, бесхитростному, ясному человеческому характеру. Он отдал ему свое сердце.
Скорбим! Но верим, что бессмертные киноленты Владимира Меньшова, его русское кино всегда будет с нами, будет так же любимо нашими детьми и внуками.
Вечная память!
Председатель ЦК КПРФ,
Руководитель фракции КПРФ
в Государственной Думе ФС РФ
Г.А. Зюганов.