Юозас Ермалавичюс: «Объективный закон коммунизма»
Основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того, что «революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 37).
Руководствуясь собственным диалектико-материалистическим пониманием истории, К. Маркс сформулировал основной объективный закон социальной революции. Этот закон выражен определёнными положениями: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 7). Социальная революция обеспечивает соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил, что составляет содержание основного объективного закона общественного развития человечества. Поэтому в мировом историческом процессе наблюдается диалектическое взаимодействие между производственными и социальными революциями: повышение народам земного шара уровня развития материального производства подготавливает социальную революцию, которая расширяет общественное пространство для дальнейшего роста производительных сил вплоть до новой революции.
К особому типу социальных революций К. Маркс и Ф. Энгельс относили социалистические революции. Их сущность Ф. Энгельс истолковал как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы», когда «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 227-228). Основное содержание социалистической революции состоит в смене типов собственности на средства производства, которую К. Маркс и Ф. Энгельс выразили «одним положением: уничтожение частной собственности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 428). Отменой частной собственности и установлением общественного типа собственности на средства производства во всемирном масштабе социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие населения земного шара и открывает возможности для сознательного, планомерного, гармонического развития общества. Социалистическая революция освобождает общество от социального неравенства и антагонизма, угнетения и эксплуатации человека человеком, господство над ними объективных законов движения мира, что отвечает классовым интересам мирового пролетариата, совпадающим в основном с объективными законами исторического прогресса. Реализация этих возможностей предполагает научное понимание и научное обоснование исторического развития общества. Поэтому перспективу социалистической революции Ф. Энгельс воспринимал в качестве «величайшей революции всех времён» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 491).
Научная теория социалистической революции, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, стала получать практическое воплощение в исторической действительности в начале XX века, когда капитализм достиг высшей, империалистической стадии своего развития и вступил в общенациональный кризис. Изучив закономерности существования капитализма на империалистической стации, В. И. Ленин обнаружил «черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу», так как «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 385). Обобществление материального производства под воздействием его научного совершенствования народами способствовало превращению частной собственности в общественную собственность на средства производства. Свободную конкуренцию, обеспечившую расцвет капиталистического производства, стало подавлять господство монополии. Эти тенденции свидетельствовали о вырождении и саморазрушении капитализма, его революционной замене социализмом.
Вследствии обострения всех общественных противоречий капитализма на империалистической стадии буржуазное общество поворачивало от политической демократии к насилию, реакции, террору. Неотъемлемой чертой общего кризиса капитализма стали империалистические войны, обостряющие его противоречия до крайних пределов. Выход из катастрофической ситуации В. И. Ленин нашел во всемирной социалистической революции. В 1917 году он писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи её или волны контрреволюции, – окончательная победа пролетариата неизбежна (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Политическая реакция империалистической контрреволюции противоположна действию объективных закономерностей исторического прогресса, поэтому завершается неминуемой гибелью капитализма.
Первым во всемирной истории практическим подтверждением научной теории социалистической революции стала Великая Октябрьская социалистическая революция в России. Она оказала глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и народов земного шара. Великий Октябрь возглавил наступившую историческую эпоху новейшего времени, определив её содержание, характер, направление развития – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Оценивая воздействия Великого Октября на мировой исторический процесс, В. И. Ленин заметил, что «весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 403). Таким образом, Великая Октябрьская социалистическая революция выступила стартом всемирной социалистической революции. К середине XX столетия она вышла в международное пространство, обеспечивая становление мировой общественной системы социализма, а к 1970- м годам и достижение ею равновесия в историческом развитии с мировой капиталистической системой.
Рождённые Великой Октябрьской социалистической революцией, всемирно-исторические сдвиги в общественном развитии человечества погубили к середине XX века величайшую производственную революцию во всемирной истории – мировую научно-техническую революцию, которая качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни населения земного шара, радикально опережая производительные достижения своих предшественниц – аграрной и промышленной революций. Научно-техническая революция добилась непосредственного соединения науки – способа теоретического осознания объективных законов развития природы и общества – с материальным производством и создания на этой основе наукоёмкого вида производства, отличающегося его автоматизацией и беспредельным развитием вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всех жителей планеты, что открывает материальные предпосылки для образования коммунистического способа производства. Наукоёмкое производство выступает основой для построения материально-технической базы коммунистического общества.
Мировая научно-техническая революция обеспечила подъем совокупных производительных сил человечества на качественно новый уровень развития на основе постепенного превращения науки – всеобщей общественной производительной силы – в непосредственную производительную силу общества. Благодаря этому достижению стали существенно изменяться характер труда и производства, многократно увеличивается производительность труда, повышаться эффективность производства. В итоге соответственно изменяются все стороны и сферы жизни общества, предъявляя совершенно новые требования к его социальной зрелости и умственной развитости. Научно-техническая революция способствует гигантскому росту материальных и духовных возможностей мирового сообщества народов, достижению им величайшего качественного скачка в развитии своих производительных сил, осуществлению коренного преобразования общественного жизнеустройства, определению необходимых потребностей дальнейшего исторического прогресса. Непосредственным соединением науки с материальным производством научно-техническая революция привела в действие безграничную силу научной мысли, гарантирующую беспредельные возможности для дальнейшего исторического прогресса.
Главную роль в мировой научно-технической революции играет наука – продукт всеобщего труда людей на благо всего человечества. Поэтому становление науки непосредственной производительной силой общества служит основой для обобществления материального производства во всемирной степени, так как уровень наукоёмкости производства определяет степень его обобществления. Соответственно глобализируются взаимосвязь и взаимодействие общественных явлений, процессов, отношений, что значительно усложняет функционирование земной цивилизации. Всемирное обобществление производства несовместимо с экономической анархией и социальной стихией, требует отмены частной собственности и установления общественного типа собственности на средства производства в планетарном масштабе. Предполагаются научное обоснование организации жизни общества и научное управление её развитием. Практическое решение этих социально-экономических задач относится к историческому призванию всемирной социалистической революции – величайшей социальной революции во всемирной истории.
Превращение науки в непосредственную производительную силу общества также вносит существенные коррективы в диалектику взаимодействия общественного бытия и общественного сознания человечества, значительно усиливая преобразующее воздействие научного сознания людей на общественное развитие народов, так как общественное бытие составляет содержание их общественного сознания. Адекватное восприятие и научное понимание общественной действительности мира стали естественной необходимостью исторического творчества народных масс. Без научного понимания и научного обоснования жизни общества оказывается невозможным дальнейшее общественное развитие международного сообщества путём исторического прогресса. Удовлетворение этих социальной и духовной потребностей народов осуществляется мировой духовной революцией, воплощающей научно-мировоззренческое преобразование общественного сознания люди на основе всесильных теории и методологии диалектического материализма.
Поскольку особенности науки как непосредственной производительной силы общества заключаются в её безграничности, в беспредельных возможностях развития материального производства, осуществление столь могущественных возможностей в исторической действительности предполагает соответствующую подготовку личности человека – основной производительной силы общества, в которой воплощаются достижения социальной зрелости и умственности развитости человечества. В силу того, что наукоемкое производство определяет наиболее высокие социальные и духовные потребности людей, их удовлетворение выдвигает на первый план жизни общества повышение сознательности народных масс, усвоение ими научного мировоззрения диалектического материализма, усиление субъективного или человеческого фактора в историческом творчестве народов. Тем более что общественное сознание людей не только познаёт общественное бытие, но и оказывает активное воздействие на исторический прогресс в зависимости от их умственной развитости, духовного богатства, интеллектуального потенциала, культуры мышления. Научность пронизывает все сферы жизни общества.
Высшее достижение мировой научно-технической революции – наукоёмкое производство – стало основой для его обобществления во всемирной степени, что превратило частную собственность на средства производства в разрушителя производства – материального фундамента жизни общества. Поэтому в 1970-е годы разразился глобальный кризис частнособственнической цивилизации. Частную собственность призвана заменить общественная собственность на средства производства, составляющая основу коммунистического уклада жизни общества. Общественная собственность отвечает необходимым потребностям жизни человечества по овладению производительными достижениями научно-технической революции. Научная организация материального производства призвана обеспечивать соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил, что реально возможно и необходимо при коммунистическом способе производства. Научная основа производства требует научного обоснования всей организации жизни общества и научного управления её развитием. Необходимы соблюдение и использование объективных законов общественного развития в конкретных целях исторического прогресса с тем, чтобы обеспечивать планомерное, поступательное, гармоническое развитие всех сфер жизни общества.
Сменой типов собственности на средства производства в планетарном масштабе начинается величайшая социальная революция во всемирной истории. Основным её содержанием является внедрение наукоемких технологий во все виды материального производства, что представляет собой радикальнейший качественный скачок в мировом историческом процессе революционного перехода человечества от капитализма к коммунизму. А империалистический передел всемирного богатства вызвал глобальный хаос, который не поддаётся произвольному управлению господствующими «верхами» планеты, что равнозначно всемирной революционной ситуации, представляющей собой введение к всемирному социальному взрыву. Межмонополистическая конкуренция разворачивает процесс самоуничтожения частной собственности на средства производства – основы классово-антагонистической цивилизации. К тому же вульгаризация и догматизация научных открытий следуют к крайнему накалу вселенской катастрофы и уничтожению международного сообщества в ней. Только сознательное и целенаправленное использование всеобщих объективных законов диалектики в революционной практике обещают человечеству жизнеспособный выход из глобального хаоса к высшей, коммунистической ступени земной цивилизации. Материалистическая диалектика оказалась единственным в мире учением, которое не поддаётся разрушительному воздействию глобального хаоса, а содействует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления.
Усваивая научное мировоззрения диалектического материализма, человек обретает неограниченную умственную силу. Усвоением научного мировоззрения он духовно освобождается от господства над ним объективных законов развития природы и общества, действующих независимо от воли и сознания людей. Благодаря диалектико-материалистическому мировоззрению человек обнаруживает свою умственную способность к научному осознанию объективной реальности, исторической действительности. Научное осознание мира позволяет человеку практически овладевать действием всеобщих объективных законов диалектики в своих жизненных интересах, для удовлетворения человеческих потребностей. В научном сознании человека воплощается адекватное восприятие и правильное понимание окружающего мира, что служит исходно позицией для научного обоснования организации жизни общества и научного управления её развитием. Научное мышление мотивирует социальную ответственность человека за состояние общества. Человек входит в центр общественной жизнедеятельности всемирного сообщества народов, действительно становится главным субъектом исторического творчества человечества. В итоге человечество превращается в общественный людской коллектив, представляющий собой человеческий мир. Наука становится основой коммунизма.
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.