Бюджет-2021: Цена «социальных обязательств»
Депутаты Рязанской областной Думы на заседании 16 декабря приняли во втором окончательном чтении закон «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 г.г».
В своём выступлении председатель облдумы Аркадий Фомин не без пафоса заявил, что бюджет имеет главную задачу «обеспечить все социальные обязательства государства перед гражданами и продолжить реализацию национальных проектов на территории Рязанской области». Заявление довольно смелое, учитывая, что в нынешний период пандемии коронавируса государство в лице его высших сановников нередко предпочитает, напротив, уходить от взятых обязательств, действуя по логике «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Так что, заявления г-на Фомина сразу настраивали на наличие подвоха. Так и получилось.
Но начнем с того, что, согласно документу, доходы бюджета в 2021 году должны составить 67 млрд 311 млн рублей, расходы – 69 млрд 872 млн рублей, бюджетный дефицит достигнет 2 млрд 561 млн рублей. Что касается реализации национальных проектов, то на их выполнение в региональном бюджете заложено примерно 39,5 млрд рублей. Кроме того, область примет участие в 41-м федеральном проекте.
Следует заметить, что областной бюджет носит дотационный характер. Скажем, в 2022 и 2023 г.г условно утверждённые бюджетные расходы будут сокращены (на 397,9 млн рублей в 2022-м и 41,4 – в 2023-м). Это объясняется сокращением объёма дотаций Рязанской области на выравнивание бюджетной обеспеченности при рассмотрении федерального бюджета на аналогичный период.
Нужно заметить, что региональное руководство рассчитывает, будто падение производства в области случится только в нынешнем году, а далее будет наблюдаться исключительно рост. Однако такое чудо может произойти только в случае необходимых вложений. Пока же объём средств бюджета, предусмотренных для поддержки производства, не даёт оснований для столь оптимистичных прогнозов. Для примера, финансирование технической и технологической модернизации агропромышленного производства – одного из ведущих направлений экономики области – будет сокращено и составит только 67,7 процента от уровня 2020 года. Неужели высокопоставленные чиновники полагают, что неуклонный рост производства в данной сфере можно будет обеспечить на нынешнем технологическом уровне, которое и без того зачастую оставляет желать лучшего? Также в АПК сократится финансирование развития животноводства, переработки и реализации продукции животноводства и составит 79,5 процента от уровня 2020 года. И уже почти пустяком, видимо, для чиновников стало срезание финансирования развития овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства, которое достигнет только 82,6 процента от уровня 2020 года. Раз поддержка сельхозпредприятий падает, значит, по логике, следовало бы поддержать малые формы хозяйствования, за которые экономически активные граждане сегодня зачастую берутся ради элементарного выживания. Но нет, поддержка таких форм хозяйствования тоже снизится и составит только 77,9 процента от уровня 2020 года.
Стоит напомнить, что перед рассмотрением бюджета депутаты-коммунисты областной Думы внесли предложение изменить распределение бюджетных ассигнований за счёт заимствования из резервного фонда областного правительства в размере 147,3 млн рублей. Эти средства дали бы возможность увеличить объем областной госпрограммы «Экономическое развитие» в части стимулирования развития промышленности и внедрения современных технологий на 50 млн рублей. Также можно было бы 50 млн рублей направить на газификацию населённых пунктов, и профинансировать выделение помощи «Детям войны».
Однако представители имеющей большинство в областной Думе партии власти сочли нецелесообразным данное предложение коммунистов о перераспределении средств. Такое нежелание было мотивировано тем, что в период пандемии необходимо резервирование финансовых ресурсов на «непредвиденные расходы». Впрочем, они признали, что предлагаемые коммунистами поправки «являются значимыми для экономики и граждан Рязанской области», поэтому «отдельные направления расходов (газификация и поддержка промышленных предприятий) неоднократно увеличивались в ходе рассмотрения проектов областного бюджета». В результате предложено вернуться к предложениям коммунистов в ходе исполнения областного бюджета в 2021 году, в том числе с учётом рассмотрения проектов нормативных правовых актов о предоставлении мер социальной поддержки «Детям войны». Однако коммунисты предложили не просто увеличивать бюджетные расходы по тем или иным направлениям – они заявили о необходимости ведения осмысленной бюджетной политики, которая позволит как принимать эффективные меры социального характера, так и реагировать на различные серьёзные вызовы обществу, включая эпидемии. Наконец, предложенные меры дают возможность как раз «выполнять социальные обязательства государства», о которых партия власти на словах так печется.
Надо сказать, что в бюджете–2021 будут в целом уменьшены ассигнования на меры социальной защиты и поддержки населения – они составят 81,6 процента от уровня 2020-го. Урежут и программу развития образования и молодежной политики, которая составит 97,9 процента от уровня 2020 года. Словно нет многочисленных тревожных сигналов падения качества образования из-за введения дистанционного обучения. Неужели партия власти не слышит этих сигналов? Или слышит, но меры принимает противоположные тем, что необходимы в таких случаях?
В дополнение о «социально ориентированном бюджете» (о котором представители партии власти неустанно твердили в ходе его обсуждения) можно сказать о той «отеческой заботе» упомянутой партии по отношению к гражданам, которые оказались безработными в период бушующей пандемии. Финансирование областной госпрограммы «О развитии сферы занятости» тоже будет серьёзно урезано и составит только 78,8 процента к уровню 2020 года.
Конечно, трогательную «заботу» партия власти проявила о заметно пошатнувшемся в период пандемии здоровье граждан. Расходы на программу развития первичной медико-санитарной помощи снизятся на 101 362,3 тыс рублей по сравнению с 2020 годом. Урезано будет и финансирование подпрограммы совершенствования оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации – на 380 525,9 тыс рублей в сравнении с 2020 годом. Объясняется это снижением поступления федеральных средств.
После этого уже не удивляет сокращение финансирования программы улучшения экологической обстановки – её финансирование достигнет 92,3 процента от объёма 2020 года. Вроде бы немного, но следует учесть, прямо скажем, не очень обильное ее финансирование в уходящем году. Вряд ли партию большинства в областной Думе беспокоит то обстоятельство, что экологическое неблагополучие является питательной средой для распространения разного рода заболеваний.
И уже не удивляет, что финансирование подпрограммы охраны и защиты лесов тоже сократится – с 116 198,3 тыс рублей в 2020 году до 105 651,8 тыс рублей в 2021-м. А ведь леса – это легкие территорий, обеспечивающие благоприятную экологию. Обрубят и подпрограмму обеспечения использования лесов – с 30 264,5 тыс рублей в 2020 году до 20 362,6 тыс рублей в будущем году.
Решено также срезать расходы на реализацию областной госпрограммы развития физической культуры и спорта на 475 285,7 тыс рублей, что составит 76,6 процента от уровня 2020 года. Хотя понятно, что физическая культура и спорт – одно из важнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья. Конечно, профессиональный и полупрофессиональный спорт неизбежно пострадает. Однако общий объем бюджетных средств по данному направлению вполне можно было сохранить, перераспределив их в пользу массового спорта и развития оздоровительных программ.
Уменьшены расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергетической эффективности – на 277,7 млн рублей по сравнению с 2020 годом. Упадут бюджетные ассигнования и на формирование современной городской среды – на 116,4 млн рублей в сравнении с прошлогодними.
Конечно, партия власти, уменьшая расходные части бюджета, то и дело сетует на падение экономики в условиях пандемии. Однако КПРФ и её лидер Геннадий Зюганов неоднократно предлагали использовать средства Фонда национального благосостояния, чтобы это самое благосостояние граждан и поддержать в нелегких условиях. Но партия власти упорно от этой меры воздерживается, предлагая граждан выбираться из трясины кризиса самостоятельно. И прикрываясь разглагольствованиями о «социально ориентированном бюджете». Однако цену этим заявлениям жители Рязанской области на днях увидели в урезании расходов как раз социального характера – от медицины до экологии.
Фракция КПРФ в Рязанской областной Думе не поддержала Закон Рязанской области «Об областном бюджете». Но благодаря голосам «Единой России», «Справедливой России», партии «Новые люди», «Партии пенсионеров» бюджет был принят.
Д.С. Сидоров, первый секретарь Комитета Рязанского областного отделения КПРФ, депутат, руководитель фракции КПРФ в Рязанской областной Думе
В.Г. Малюгин, секретарь Комитета Рязанского областного отделения КПРФ, депутат Рязанской областной Думы