КПРФ Рязань

Денис Сидоров: Дело не только в ливнёвках

Последние ливни вывели региональную новостную повестку в федеральный топ: кадры с затопленным магазином и плавающими автомобилями в Кальном набрали миллионные просмотры, что подлило не воды, а масла в огонь осуждения градостроительной политики.

Обсуждение проблемы крутится вокруг ливнёвок, однако решение лежит не только в этой плоскости.

Согласно статистике, сегодня в Рязани только 14% улично-дорожной сети оборудовано ливневой канализацией. Чтобы обеспечить ливнёвкой весь областной центр, необходимо 18-19 миллиардов рублей. Для сравнения – плановые расходы Рязани в 2020 году составили 10 миллиардов.

Надо учитывать и то, что имеющаяся в Рязани ливневая канализация строилась во второй половине прошлого века. Проектные мощности были рассчитаны на нагрузки города 60-70-х годов, которые теперь выросли в 3-4 раза. И как эти трубы не прочищай, после каждого сильного дождя Рязань поплывёт. Однако дело не только в трубах.
За последние годы климат изменился, в том числе, из-за экологии.

Тропические ливни в Центральной Россиии уже не удивляют. Дожди стали затяжными и залповыми. На то, что за несколько часов может вылиться месячная норма осадков, не рассчитаны даже современные системы водоотведения. Сохранение и восстановление лесов – один из очевидных вариантов поддержания существующего баланса.

Ранее система водоотведения состояла не только из труб. Дожди и паводки впитывались в землю. Зелёные газоны, грунтовые тропинки, дворы и скверы, естественные ручьи и низинки – всё это было одной глобальной ливневой канализацией. Сейчас в Рязани застроили всё, что можно и нельзя, а территории вокруг заасфальтировали. Итог – воде просто некуда впитываться.

В Советские времена никому бы и в голову не пришло застраивать русло ручья в Кальном. Сегодня же целое поле превратилось в царство асфальта. При местном ландшафте вода так и будет стекать к новостройкам в низине и будущей школе. Такой пример характерен для всего города. Закатав Рязань в асфальт и застроив многоэтажками, мы сами целенаправленно уничтожили естественные способы водоотведения.

Люди радуются, когда в рамках местных инициатив дворы асфальтируют под парковки. Только часто при этом не оставляют зелёных зон. Потом жильцы удивляются, что в подвалах вода.

Чтобы помочь городу, нужно сажать больше деревьев с густыми кронами, которые по листве, ветвям и стволу будут уводить воду в землю. В 70-х годах прошлого столетия Рязань была одним из самых зелёных городов в Советском Союзе. Сегодня естественная ливнëвка всё чаще идëт под топор.

Очевидно, что ливнëвки везде построить и модернизировать не получится или получится за очень дорого. Надо возвращаться к природе.

Все новые территории – тротуары и парковки должны выкладываться экоплиткой. Да, это не дёшево, но регулярная ликвидация последствий большой воды обойдётся значительно дороже. Асфальт надо прореживать в прямом смысле. Это, как минимум, относится к тем же пешеходным и парковочным зонам. Этот подход необходимо закрепить нормативными актами, внести в обязательные требования, предъявляемые к городским объектам.

Есть и другие решения. В Японии, например, водосточные трубы выводят сразу в канализацию.

Однако пока чиновникам удобнее не искать способы решения проблемы, а жаловаться, что ливнёвки построить негде и не на что. Откачивать воду и осваивать многомиллионные бюджеты на ямочный ремонт, наверное, легче. Свои предложения по восстановлению естественной ливневой системы направлю в Администрацию города Рязани.