КПРФ Рязань

Какая судьба ждет рязанские муниципальные предприятия?

«Эффективные менеджеры» решили пустить муниципальные предприятия «под нож»? В своей статье я бы хотела остановиться на одном из решений Рязанской гордумы, принятом аккурат под Новый год, когда внимание многих было отвлечено на другие дела, но которое может повлиять на ситуацию в городе самым серьезным образом. Рассматриваемый вопрос носил название «О плане развития сети муниципальных предприятий города Рязани на 2021-2024 годы».

В нынешних условиях муниципальные предприятия играют важнейшую роль в обеспечении жизненно важных услуг, решении социально-экономических проблем на конкретных территориях. Их эффективная работа должна обеспечивать местной власти возможность влиять на ситуацию по ключевым направлениям жизни городов и районов. Отдельно подчеркну, что в последние месяцы эпидемия коронавируса продемонстрировала, что и сегодня, и в будущем вполне возможны чрезвычайные ситуации как в масштабе всей страны, так и района, города. А муниципальные предприятия являются незаменимым инструментом в таких ситуациях.

Конечно, для этого они действительно должны развиваться.

Однако несмотря на громкое название внесенного в повестку дня гордумы вопроса – «развитие сети…», фактически от большинства МУПов попросту предлагается избавиться.

Из 15 действующих предприятий 8 предложено акционировать (это, напомню, один из механизмов приватизации) 3 – преобразовать в ООО, то есть из 15 предприятий 11 попадают под нож «оптимизации», в том числе одно из предприятий энергокомплекса – МП «Центр энергоснабжения», социально значимые – МП «Детское питание» и МП «Хлебозавод №3 г.Рязани», а также МП «РСУ №1», на котором «завязан» капитальный ремонт большинства многоквартирных домов областного центра.

Несколько слов о тех четырех предприятиях, которые предложено оставить, и их «развитии». Над одним уже несколько лет висит  угроза концессии (МП «Водоканал г.Рязани»), второе, транспортное (МП «УРТ») переживает эпоху упадка и деградации, когда даже на маршрутах, закрепленных за муниципальным транспортом, начали курсировать частные перевозчики. Предлагается оставить только одно из двух предприятий энергокопмлекса (МП «РГРЭС»). «Тепловые сети» постоянно фигурируют не в самых позитивных новостях.

Какие бы ни были «обоснования» ликвидации, приватизации и и т.д. муниципальных предприятий, необходимо помнить, во-первых, что даже при условии, что сегодня 100% пакетов акций данных предприятий будут принадлежать муниципальному образованию, контроль за положением дел на них со стороны города, безусловно, будет снижен, а их дальнейшая судьба представляется весьма туманной. И, во-вторых, неизменным остается одно: любой частник всегда думает и будет думать о том, как набить свой карман, а вовсе не об обеспечении бесперебойного снабжения города теми или иными жизненно важными услугами.

Конечно, вынесенное на гордуму предложение не является «местной придумкой», а проходит в русле реализации Федерального Закона №485-ФЗ от 27.12.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», о пагубности которого активно выступала фракция КПРФ в Государственной Думе.

При этом закон федерального уровня дает местным властям срок до 1 января 2025 года. Совершенно не понятна поспешность, с которой решило действовать местное «единороссовское» большинство, особенно если принять во внимание неопределенность как эпидемиологическую, так и экономическую.

Кроме того, в 2023 году заканчиваются полномочия нынешнего созыва гордумы. Зачем торопиться так поступать с муниципальными предприятиями? Почему нет официальных пояснений и финансово-экономических заключений: как это может отразиться на экономике города и его жителях в условиях нескончаемых экономических кризисов и внештатных ситуаций?

Фракция КПРФ в Рязанской городской думе выступила и проголосовала против подобного «развития», занимая по данному вопросу принципиальную позицию: необходимо защитить от различного рода «прихватизаторов» муниципальные предприятия и нормализовать их работу, чтобы к 2025 году, а лучше ранее, оставить в прошлом кривую дорожку «оптимизации» и вернуться на путь реального развития.