Усвоим ли мы уроки кровавой драмы в казанской школе?
Трагедия, случившаяся в 175-й школе Казани уже больше недели тому назад, потрясла всю страну. Я ждал серьезных, кардинальных решений от властей нашей страны, позволивших бы в будущем искоренить подобные случаи. Но, в конечном счёте, были предложены лишь меры… по ужесточению оборота оружия.
Конечно, многие из нас, вчитываясь в тревожные сводки, задавали себе вопросы: как такое стало возможным? Чем вызвана эта страшная бойня? Как избежать подобного в будущем?
Последний вопрос особенно тревожен, ведь начиная с 2014 года кровавые бойни в российских учебных заведениях происходят с пугающей регулярностью. Один из ярких примеров – массовый расстрел в керченском политехническом колледже в октябре 2018 года. Исключением стал 2020 год, когда школьники и студенты учились на «удалёнке». Сейчас находятся те, кто высказывается за благотворность такой формы обучения – предлагают вместо решения возникшей проблемы просто уйти от неё, что недопустимо.
По следам казанской трагедии Государственная дума уже готовит серию законопроектов по ужесточению правил обращения с оружием и ограничения доступа к пагубной информации в интернете. Конечно, данные шаги в нынешней ситуации обоснованы. Особенно в том, что касается увеличения возраста, с которого можно приобрести оружие, а также ужесточения правил психиатрической экспертизы. Сейчас проверка нередко носит лишь формальный характер.
Однако ограничительные меры, при всей их оправданности, не являются главными. Это всего лишь реакция на случившееся. Сегодня в России не ведётся системной работы по профилактике подобных случаев. Разрушена сама система внешкольного досуга. Если раньше дети могли в свободное время посещать кружки, спортивные секции, различные творческие студии, то сегодня не все родители могут обеспечить такую занятость ребёнка, так как бесплатных детских досуговых центров практически не осталось. Особенно это касается малообеспеченных семей. В результате школьники предоставлены сами себе. Не удивительно, что в условиях, когда в окружающем обществе нет ни идеологии, ни устойчивой системы позитивных ценностей, ребёнок теряет психологическую устойчивость и ступает на опасный путь резкого неприятия мира и общества.
У сегодняшних подростков нет положительных символов, с помощью которых легче осваивать окружающий мир и подыскивать в нём достойное место для себя. Зато есть некие суррогатные персонажи, мелькающие как в интернете, так и на телеэкране. Повсюду безумный «культ успеха во что бы то ни стало». Навязывается образ некоего «супергероя», рождающий больное стремление подражать таким персонажам. Как мы увидели, это иногда приводит к самовозвеличиванию с ужасными последствиями.
Именно поэтому следует вернуть статус учителя как наставника, воспитателя, а не простого поставщика образовательных услуг, как его нередко представляют сегодня наши высокопоставленные руководители. Медлить нельзя. Потому что сегодняшний сон разума чиновников рождает чудовищ. И трагедия в Казани может оказаться не последней…