КПРФ Рязань

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! или Разочарование от ожидаемого обещания властей заморозить тарифы на ЖКХ

В консультативный совет по ЖКХ при главе муниципального образования г.Рязань в четверг 3 июля в пожарном порядке был внесен некий документ от губернатора об изменении тарифов на услуги ЖКХ. То, что участники заседания, кроме главы муниципального образования не имели на руках этого документа, говорит о некоторой его таинственности.

Содержание этого пока тайного послания для присутствующих озвучила первый заместитель начальника РЭК  Рязанской области Ярыгина С.Н.  После ее доклада в зале повисла тишина и наступило уныние.

Скачок тарифов ЖКХ или шок по-рязански

Действительно шок, назвать по-другому то, что было сказано представителем РЭК, просто не возможно. Если кратко, суть предложения состоит в повышении предельного индекса роста тарифов ЖКХ с 6,9 до 48,1%! По словам докладчика, такое предельное повышение коснется буквально нескольких домов. Для других групп жилого фонда повышение будет не таким высоким, и, например, для 48 тыс. рязанцев не превысит 20%, для других 174 тыс. человек рост тарифов не превысит 30%. Да и повышение в рублях, уверяла Ярыгина С.Н., будет посильным для горожан, — от 50 до 300 руб. на человека в месяц. Вряд ли рязанцы согласятся с такой оценкой возможностей своих семейных бюджетов. Тем более что тарифы в Рязани, и об этом писала наша газета, одни из самых высоких в ЦФО.

По расчетам управления энергетики и ЖКХ администрации г.Рязани, результаты которых доложил начальник этого управления Миронов И.С.,  среднее повышение платы для потребителей с приборами учета составит чуть более 14%, а вот для тех кто не установил счетчики до сих пор (по информации И.С. Миронова — около 35% домохозяйств), повышение будет меньше почти в три раза. Так «поощряется», активное население, которое откликнулось в свое время на призыв властей установить приборы учета, внести в свой вклад в программу энергосбережения!  

Чем же мотивировано столь резкое повышений тарифов, которое планируется осуществить в Рязани, не смотря на заверения федеральных властей, что повышение не превысит темпа инфляции, которая за прошлый год по официальным данным была менее  6%.

Главной причиной названа проблема экономической нецелесообразности тарифов, т.е. по мнению РЭК они занижены, и население до сих пор не платит положенные сто процентов.

Необоснованные экономически целесообразные тарифы

Давайте разберемся, так ли это на самом деле. В прошлом номере нашей газеты  приводились данные, что только с 2008 по 2014 г., плата за отдельные услуги  ЖКХ выросла от 1,7 до 3 раз, однако власти уверяли нас, что население платит только 70% от расходов коммунальщиков, а на услуги «Водоканала» 100-проацентный тариф был установлен, как утверждают старожилы городской думы, еще в 2006 г. Отсюда видно, что за счет  населения пытаются оплатить какие-то дополнительные расходы.

Для безубыточной деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса конечно нужны экономически целесообразные тарифы.  Разумеется, что все пользователи должны своевременно платить за предоставленные услуги.

Как обстоит дело по факту? Дебиторская задолженность МП «Водоканал города Рязани» достигла к началу 2014 г. 284 млн. руб., из которых долги областного бюджета составляют 173, 6 млн. руб. Дебиторская задолженность другого поставщика жилищно-коммунальных услуг МУП города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» уже близка к миллиарду – 903,5 млн. руб. Кроме областного бюджета здесь основными должниками выступают вороватые управляющие организации, как например, «Техрембытсервис».

Городские власти очень легко убрали из жилищной сферы муниципальные управляющие организации, а теперь демонстрирую беспомощность в деле взыскания с них долгов перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Область подсказывает простой выход – переложить свои долги и долги частных фирм на плечи горожан.  Отметим, что задолженность перед городским бюджетом приближается к одному миллиарду рублей.

Около 300 млн. руб. в год составляют долги домохозяйств — недобросовестных пользователей услугами ЖКХ, доля которых по информации администрации составляет не более 5%. Власть и здесь не может справиться с неплательщиками и перекладывает их долги на тех, кто платит.

В расчетах администрации в разы снижены нормативы потребления, что связано с их приведением к фактическому потреблению. В этих условиях возникает вопрос. До этого жители платили за коммунальные услуги по завышенным тарифам?! Это тоже как-то не вяжется с утверждением администрации, что население до сих пор платит менее ста процентов.

Что предусматривает главный жилищный закон

Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и в отдельные законодательные акты РФ» с 1 июля 2014 года предусмотрено утверждение на уровне Правительства РФ предельных (максимальных) индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ. Предельные индексы будут устанавливаться на срок не менее 3 лет.

  Жилищный кодекс РФ дополнен статьей 157.1, запрещающей повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера указанной платы, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ. По закону местные власти больше не смогут повышать плату за услуги ЖКХ более чем в 1,5 раза от утвержденного Правительством РФ уровня для конкретного региона.

  Предельные индексы и индексы изменения размера указанной платы в среднем по субъектам РФ на первый долгосрочный период введены в действие с 1 июля 2014 года. По мнению авторов закона, это предложение позволит сделать рынок ЖКУ прогнозируемым и стабильным как для граждан, так и для бизнеса. Однако в Рязани, как видим, стабильности предпочли резкое повышение тарифов.

Коммунисты предложили альтернативный «нулевой вариант»

От фракции КПРФ в Рязанской городской Думе мы предложили представителям РЭК «нулевой вариант». Суть его состоит в том, что прежде чем делать расчеты о повышении тарифов до экономически целесообразного уровня, следует вернуть все долги коммунальным предприятиям города. Тогда расчеты  дадут совершенно другие результаты. И тарифы, мы полагаем, вполне могут быть заморожены. Это будет экономически целесообразно.

Коммунальная революция начнется не столице, а в Рязани

Сложившая ситуация в жилищно-коммунальном комплексе страны сильно отличает условия, в которых сначала К.Марксом, а потом В.И. Лениным разрабатывалась теория пролетарской революции.  В то время при малом количестве многоквартирных домов жилищно-коммунальное хозяйство развито было слабо и обслуживало не большое количество относительно состоятельных граждан. Сегодня дЖеКХ-потрошитель (так прозвали в народе ЖКХ) грабит все городское население, доля которого в России превышает 70%. И этот грабеж может приблизить революционную ситуацию, «когда низы не могут жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому». Такая ситуация стараниями власти создается в Рязани. 

Чтобы не накалять обстановку, избежать кризиса, нужно не только вернуть долги муниципальным поставщикам ЖКХ услуг, но и избавить городские  предприятия жилищно-коммунального комплекса от завышенных цен частных поставщиков тепла, вернуть в региональную собственность Ново-Рязанскую ТЭЦ.

Поэтому программное требование коммунистов на выборах в Рязанскую городскую Думу «вернуть ЖКХ под контроль государства и местного самоуправления» остается актуальным и единственным способом для выхода из жилищно-коммунального кризиса.

П.И. ПЫЛЕНОК

Депутат, руководитель фракции КПРФ
в Рязанской городской Думе