КПРФ Рязань

Известия: Депутаты КПРФ Абалаков, Обухов и Рашкин предложили законодательно поддержать малое и среднее предпринимательство

Помимо уже имеющейся функции, в соответствии с которой ВЭБ участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП), законопроектом депутатов КПРФ предлагается закрепить за ним функцию выкупа выпущенных субъектами малого и среднего предпринимательства облигаций общей стоимостью, равной имеющейся у предпринимателя кредитной задолженности перед банками и иными кредитными организациями, при их первичном размещении.

Стоит отметить, что, согласно документу, существует целый ряд обязательных условий для выкупа Внешэкономбанком облигаций: полное залоговое обеспечение облигаций, выпущенных предпринимателем; стоимость выкупа должна быть эквивалентна имеющейся у предпринимателя кредитной задолженности перед банками и иными кредитными организациями; полученные от размещения облигаций средства предприниматель незамедлительно направляет на погашение задолженности перед банками и иными кредитными организациями. Максимальный срок погашения облигаций не может превышать 10 лет. При этом Внешэкономбанк не имеет права требовать погашения облигаций в течение 3 лет после их выкупа, что не лишает субъекты МСП права погасить их по своей инициативе.

Кроме того, не каждый субъект МСП сможет разместить свои облигации. Предусмотренные законопроектом механизмы поддержки распространяются только на выкуп облигаций субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в России и прямо или косвенно принадлежащих гражданам России. Таким образом, иностранные компании, даже регистрируя свои представительства в России, не могут рассчитывать на получение помощи от Внешэкономбанка.

В разговоре с «Известиями» депутаты пояснили, что их законопроект подготовлен в качестве дополнения к мерам правительства и Банка России, направленным на поддержку банковской системы, но не подразумевающим поддержку малого и среднего предпринимательства.

Депутаты убеждены, что благодаря таким мерам банковская система сможет получить долги, в том числе проблемные, малый и средний бизнес — рассчитаться с долгами, а Внешэкономбанк не потерпит убытков, поэтому «довольны будут все».

Коммунисты приводят в пример разработанный Министерством финансов и предлагаемый для внесения в Госдуму законопроект «Об особенностях перечисления в 2015 году прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации по итогам 2014 года». По их мнению, он не способен дать какие-либо гарантии малому и среднему бизнесу, значение поддержки которого для нормализации и стабилизации финансово-экономической ситуации в России сложно переоценить.

— В отличие от законопроекта Минфина наш законопроект направлен на решение в условиях валютно-финансового кризиса и введения США и их сателлитами в отношении России экономических санкций двух задач одновременно: за счет выкупа Внешэкономбанком облигаций осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса, а за счет условия о незамедлительном погашении кредитной задолженности перед банками и иными кредитными организациями — поддержка кредитно-банковской системы, — пояснил «Известиям» свою позицию один из авторов законопроекта Александр Абалаков.

Отметим, что на прошедшем Госсовете Владимир Путин назвал развитие малого и среднего предпринимательства одним из ключевых условий обновления российской экономики.

— Малые и средние компании в силу мобильности и гибкости могут быстро занимать востребованные ниши, формировать новые точки экономического роста, решать проблемы занятости, — отметил он. 

Первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов сомневается в эффективности предложения коммунистов, поскольку, как он отметил, таким инструментом, как облигации, пользуются более крупные предприятия.

— Здесь вопрос привлекательности таких бумаг. Все-таки это возможность в большей степени создать новый финансовый инструмент, нежели реально помочь малому бизнесу. У малого предпринимательства есть другие проблемы: сейчас признаются субъектом малого бизнеса в основном торговые предприятия. Производственные предприятия не подпадают под эту категорию, даже если они реально малые. Речь идет об обороте. Бесспорно, что доступ к кредитам должен быть облегчен, потому что того, что сейчас делается по банковской линии для малого и среднего бизнеса, явно недостаточно. Однако облигации, я думаю, будут интересны очень уж узкому кругу компаний, — пояснил он.

Управляющий активами финансовой группы РИКОМ Владислав Жуковский считает, что решать проблему с долгами необходимо и механизм, когда государство участвует в этом процессе, может быть полезным.

— Если Внешэкономбанку будут выделены 0,5 трлн или 1 трлн рублей на выкуп таких облигаций, то при установлении определенных барьеров по отсечению компаний с выручкой больше 3–5 млрд рублей, малые и средние предприятия могли бы рефинансироваться — это было бы большое движение вперед. Однако если Внешэкономбанк будет выкупать эти облигации или векселя на вторичном рынке, то нужно понимать, что для компаний стоимость заимствования не упадет, потому что сегодня эти бумаги торгуются с большим дисконтом, помимо доходности их погашение — около 30–40%. Малый и средний бизнес ничего толком из этого не получит. Если они будут выходить на первичном рынке, то это другое дело, — считает он, отмечая ряд трудностей, с которыми можно столкнуться при реализации такого законопроекта на практике.

По мнению Владислава Жуковского, будет проблематично оценить качество тех активов, которые станет выкупать Внешэкономбанк, поскольку «им не нужны головная боль и токсичные активы на балансе». Специалист утверждает, что необходим какой-то посредник, например, агентство кредитных гарантий вместе с банком малого и среднего бизнеса (МСП Банком), у которых есть опыт работы с малым и средним бизнесом — они смогут оценить кредитоспособность и платежеспособность заемщика, понять, насколько ему необходимы деньги, насколько действительно эти деньги будут использоваться для развития производства, а не для каких-то спекуляций. 

— Думаю, сам ВЭБ не потянет, не справится, там нет такого количества узкопрофильных специалистов. Здесь вопрос качества активов. Нужно подключать Центральный банк России, который мог бы, в свою очередь, рефинансировать Внешэкономбанк под пул этих активов, которые находятся на балансе ВЭБа. Тогда по большому счету можно было бы уйти от использования денег государства, — рассуждает Жуковский. — Но выбора другого нет. Чисто рыночными путями проблему решить невозможно, потому что банки кредитовать ниже чем под 25–30% сегодня не могут, а уж тем более малый бизнес, у которого не пойми что с залоговым имуществом. Знаю по своим клиентам и партнерам — малые предприятия десятки раз одни и те же активы заложили и перезаложили, заложили квартиры, машины, имущество, по нескольку раз кредит на кредите, векселя и поручительства, поэтому очень сложная схема, и действительно свободных денег у них просто нет.