КПРФ Рязань

КОННАЯ ТЯГА

Некоторые российские регионы всерьёз задумываются о переходе на гужевой транспорт.

НОВЫЙ ГОД, не успев начаться, уже принёс гражданам России массу неожиданностей. Наши родные РЖД решили не отставать и также одарить нас по полной. Как заявил глава Вологодской области Олег Кувшинников, с 1 января Северная пригородная пассажирская компания, которая входит в структуру РЖД, в связи с отсутствием финансирования отменяет все пригородные пассажирские поезда на территории области. Для уяснения: в отличие от прошлых лет упраздняются не отдельные маршруты или направления, а ВСЕ электрички. И вся область размером с Данию, Голландию и Швейцарию, вместе взятые, осталась без железнодорожного сообщения. Не понаслышке зная о качестве автобусных перевозок в тех краях, могу представить, что теперь чувствуют новые робинзоны.
Тот же транспортный коллапс постиг и Марий Эл, на очереди Псковская и Читинская области. По данным минтранса, в грядущем году пригородные перевозки могут быть прекращены ещё в 20 регионах страны, если ситуация с финансированием не изменится.

Пассажиры оказались заложниками двух гигантов: местные власти бодаются с пригородными железнодорожными компаниями. С одной стороны, компании выставляют счета за перевозку людей в сотни миллионов рублей, с другой — регионы объявляют эти суммы необоснованными, непрозрачными, несправедливыми, не соответствующими действительности и т.д. Впрочем, и отступать им некуда: большинство полномочий по развитию пригородного сообщения переложено нынче на плечи субъектов, а у тех элементарно нет на это средств.

В этой патовой ситуации пришлось проснуться федеральному правительству. Почесав в затылке, оно решило ввести льготный тариф для пригородных пассажирских компаний за использование инфраструктуры РЖД. Звучит многообещающе.

А что же происходит на самом деле?

Так называемый нулевой тариф — скидка 99% — для пригородных пассажирских компаний (ППК) в качестве платы за использование путей РЖД впервые был введён ещё в 2011 году. Государство с того же года выделяло монополии субсидию около 25 миллиардов рублей в качестве компенсации за такую льготу. Таким образом, ППК платили за услуги инфраструктуры лишь 1% от базового тарифа. С этого года льгота должна была быть отменена, а потом под давлением вышеназванных обстоятельств возвращена, но не с коэффициентом 0,01, а 0,25. В переводе на понятный язык: теперь пригородным компаниям придётся платить не 1, а 25% от тарифа, то есть не меньше, а в 25 раз больше! Так что принятое правительством постановление лишь усугубляет проблему пригородных перевозок.

Со своей стороны, и региональные власти не припали к груди федерального правительства в приступе благодарности. Ведь даже в таком виде льготный тариф за пользование инфраструктурой в какой-то мере влияет лишь на разборки ППК с РЖД. Но заказ на пассажирские перевозки формируют региональные власти, а тут воз и ныне там…

Но, пожалуй, самый оригинальный выход из транспортного цугцванга нащупали омские чиновники, которые, по сообщению РИА «Омск-Информ», решили «проработать вопрос осуществления пассажирских перевозок гужевым транспортом на базовой маршрутной сети Омской области».

Вперёд в XIX век!

gazeta-pravda.ru