Мы сделали очень важный шаг вперед, завоевывая поддержку самого широкого избирателя. Беседа Г.А.Зюганова на телеканале «Вести 24» 11 октября 2010 года
Беседа Г.А.Зюганова на телеканале «Вести 24» 11 октября 2010 года
Зюганов Геннадий Андреевич |
— А сейчас главные российские новости – результаты единого дня голосования мы обсуждаем с нашим гостем Геннадием Андреевичем Зюгановым. Здравствуйте, Геннадий Андреевич!
— Здравствуйте.
— Спасибо, что пришли. Мы знаем, что результатами вы довольны. Можете в цифрах что-то сказать?
— Мы сделали очень важный шаг вперед, завоевывая поддержку самого широкого избирателя. Фактически мы укрепили свои позиции во всех городах. Если взять, например, Новосибирскую область, самую крупную, развитую и интересную, мы там в среднем получили 27-28 процентов. Но у нас очень много районов, в которых мы набрали более 30 процентов. В самом Новосибирске мы выиграли пять из шести округов, то есть мы там были реальными соперниками той же самой «Единой России». Мы существенно прирастили позиции в Магаданской области, у нас там они были хуже. Очень хороший результат у нас в Ангарске, мы, по сути дела, получили большинство. И там новый мэр будет избран нашим большинством. Мы закрепили позиции в регионе: раньше был Иркутск, Братск, теперь Ангарск, по сути дела, вся Иркутская область активно поддерживает Компартию России.
У нас очень любопытные результаты выборов в Белгородской области. Эта область в основном классическая русская область, там 95% населения русская, украинцы и белорусы. Белгород, чудный город, я был там, встречался с людьми, там мы получили 27 процентов. Нас там обобрали на селе, Мы не сумели везде до конца проконтролировать результаты. Хотя везде направляли своих контролеров. Могу вам назвать два района, вы просто ахнете. Если в Белгороде мы получили 27%, то в Красиловском районе 5%, а наши оппоненты чуть ли не 90, Явлинский район – у нас 3-4%, а наши оппоненты получили за 90 при явке примерно такой же. То есть откровенная ложь и фальсификации. Очень важно, чтобы такое не повторялось.
Мы усилили контроль повсеместно. Честно говоря, мне казалось, что после того толчка, который Президент дал на Госсовете, — а в январе был Госсовет, который призвал на местах проводить более честные выборы, — должно быть соперничество, сопоставление команд, программ, состязательность настоящая, это и есть демократия. Но хватило запала только на мартовские выборы, там было почище, поаккуратнее, На этот раз выборы внизу были самые грязные, непотребные, даже в той же Новосибирской области, уникальной, каждый четвертый человек в области имеет высшее образование, чудный Академгородок, готовое Сколково – даже там выпускали грязные подметные газеты как во времена Ельцина, избивали наших наблюдателей. Даже в Академгородке украли наши газеты и залепили ими окна, двери, пришлось обходить каждый подъезд и говорить людям, извините, эта не наша работа, это оппоненты. Но это уже не выборы, а нечто другое,
Я очень надеялся, что «Единая Россия» после пожаров, кризисов, большого неурожая будет готова для большой дискуссии, диалога. Я сейчас смотрел беседу с Володиным, — понимаете, партия, которая очень радуется результатам на фоне тяжелого кризиса, — Центральная Россия выгорела вместе с Поволжьем — она не отражает те процессы, которые происходят в обществе. Назову две-три цифры, вам будет интересно. Я послушал Володина и поднял материалы о том, как в этих регионах два-три года назад голосовали за «Единую Россию». В Костромской области за них голосовала 201 тысяча, на этот раз – 104. В Магаданской области было 42 тысячи, теперь 23, в Новосибирской было 726 тысяч – сейчас 336, на 400 тысяч меньше. И в Челябинской области голосовало 1130, а сейчас 693, потеряли 400 тысяч. Я бы хотел, чтобы оппоненты реально отражали происходящее. Реальность свидетельствует о том, что в России пока не складываются честные и демократические выборы.
— Геннадий Андреевич, все, о чем вы говорите, это же судебные иски, вы будете обращаться в суд. Потому что все партии говорят о нарушениях и цифры приводят разные…
— Я вам называю данные Центризбиркома…
— А в суды вы будете обращаться? Я посмотрела по центральный сайт КПРФ и там, очевидно, руководитель юридического отдела говорит, что иски будут в Европейский суд. Почему в Европейский, а не в наш Верховный?
— Аня, здесь нужно разделить. Немало есть и вбросов бюллетеней, и преследований наших кандидатов, власти пошли на этот раз по более простому, иезуитскому способу, Они старались максимально отсечь на стадии регистрации наших авторитетных кандидатов. Допустим, в Краснодаре в свое время арестовывали нашего руководителя думы, а мэра Краснодара Приза просто отстранили от работы, потому что там начали распродавать крупный южный город очередной олигархии. Мы тогда обратились в суд, два года шел суд, прокуратура официально извинилась перед Кирюшиным и Призом за то, что против них там натворили. И мне казалось, что такое безобразие больше не повторится. На этот раз четырех самых проходных наших кандидатов они сняли на стадии регистрации под надуманным предлогом, что каждый не представил справку, что он идет от местного отделения компартии, а мы представили общий список, общую справку в одну и ту же комиссию. Потом мы обратились в суд, но суд сейчас, вы знаете, какой. Обратились в Центральную избирательную комиссию, но там решили не вмешиваться в это дело. Мы понимали, что сняли проходных, а там нет партийных списков. Все остальные также подавали документы, и если они дальше пойдут на выборы, их все равно снимут под этим надуманным предлогом. Мы сняли весь свой список. После этого там подняли такой хай. В итоге четырех, которые не были членами нашей партии, оставили в бюллетене только для того, чтобы разыграть эту комедию выборов. Мы призвали к бойкоту выборов, мы считаем, что не было выборов. Вот по всем этим фактам мы прошли всю цепочку от местных судов до главных судов, сейчас подготовили документы, которые отправим в Европейский суд. То же самое у нас будут по Чапаевску, и мы не признаем выборы, которые были в Республике Тыва. Там нам нарезали три процента, как недавно северокавказцы. В регионе напротив, в Ангарске Иркутской области, за нас проголосовало большинство. Чуть подальше от Тувы, за нас во всех городах проголосовало более 20 процентов. В Дальнереченске Приморского края из 15 наших кандидатов прошли 11 и 2 наших сторонника. А в Тыве нам оставили три процента. Я позвонил руководителю республики и сказал, не стыдно ли? Посмотрите, у вас за речкой Китай начинается. Поглядите как там работают коммунисты под красными знаменами, Вам не стыдно, вы оставили трудовой народ без своих представителей в вашем законодательном органе.
— Геннадий Андреевич, а доказательства есть какие-нибудь?
— Есть полные доказательства, материалы будут подготовлены и по всем этим трем регионам поданы в Европейский суд. Я уверен, что он нас поддержит.
Но меня удивляет другое. Господин Володин знал, мы делали официальные заявления, мы настаивали на том, чтобы создали официальную комиссию и поехали разобрались в Краснодаре, третий раз там мухлюют по-черному, не считаясь ни с чем, ни с личными встречами, ни с элементарными договоренностями, ни просто чувством ответственности. Об этом знала и кремлевская администрация, они могли остановить этот беспредел на ранней стадии.
В Европейском суде лежит наш иск по Мордовии, там вдруг за «Единую Россию» проголосовали 98%, Но не все же в стране с ума сошли. Избивали палками, дубинам и Харитонова вместе с командой, который шел по Марий Эл, Казалось, что после разбора этих полетов у Президента будут приняты меры. Я уверяю вас, что именно «Единая Россия», руководство не захотели проводить нормальные, достойные выборы. Я предлагал, давайте вместе соберемся, обсудим, предложили подробную программу антикризисных мер, подготовили то, что связано с борьбой с коррупцией, с преступностью, с остановкой цен, Водный кодекс, Лесной, все поправки. Говорим: давайте используем выборы для честной, энергичной дискуссии. Вы выставите свою команду, а мы свою, Давайте обсудим, как надо восстанавливать леса, что нужно делать, чтобы остановить рост цен, как получилось, что два миллиона детей не пошли 1 сентября учиться в школу, Давайте обсудим, почему наша страна глубже всех из «двадцатки» провалилась в яму кризиса. Давайте предложите свой вариант нового бюджета, вот сейчас принесли проект нового бюджета, через неделю будем рассматривать…
— Геннадий Андреевич, это уже другой вопрос.
— Нет, Аня, извините. Выборы – это не просто выборы вашего носа или вашего взгляда. Выборы – это выбор программы, способа лечения больной экономики, помощи, поддержки граждан. Это выборы команды, которая завтра выполнит ваши наказы. В этом смысл выборов. Вы пришли к избирателю, он прочитал вашу программу, поддержал, он отдал вам свои налоги, вы ему отдали свои наказы, и после это вы в думе, рассматривая бюджет, должны прежде всего выполнить его наказы. А когда «Единая Россия» за все отвечает, а полстраны горит, а она не за что не отвечает, когда единая Россия говорит, что борется с коррупцией, а страна еще больше залезает в яму коррупции, когда они говорят, что борются с преступностью и ничего не делают с тем, кто избивает тех, кто распространяет предвыборную литературу – это не выборы, это недоразумение.
И мне казалось, что Президент дал очень мощный толчок на Госсовете, там и премьер выступал, все губернаторы, все сказали: да, следующие выборы будут честные и достойные. А сейчас выдвигается предложение, чтобы все выборы в будущем году провести в один месяц, и я заранее могу сказать, почему. Сейчас они насильственно выдавили своих 60 или 50 процентов, но в марте выдавливать будет нечего. Увидите, как будут принимать бюджет. У нас концы с концами не сходятся, производство не работает, у нас 30 миллионов тонн хлеба недобрали, у нас цены прут вверх, в магазинах не успевают менять ценники и так далее. Не с чем идти на эти выборы, поэтому вступают в силу совсем другие законы.
— Геннадий Андреевич, я чувствую, вы очень внимательно смотрели нашу беседу с Володиным…
— Внимательно. Потому что господин Володин принес в эти выборы то, чего раньше не было. Он грязные выборы раньше проводил в Саратове, он судится со всеми, с кем не лень, это не суды. За то, что я жестко высказался, мне присуждают заплатить миллион рублей..
— Мы все помним, как на прошлых выборах партии говорили, что было много нарушений, а потом в судах у них не было доказательств, которые можно было бы привести.
— Аня, вам не дадут сделать этого. Перед вами сидит человек, которого полторы тысячи раз судили. Только за то, что я со своим помощником взял у себя на родине, будучи почетным гражданином Орла, сорок соток в аренду и поставил там свою пасеку, а у нас все этим занимались, только за это меня судили шестнадцать раз. Судья сказал: остановитесь, что мы делаем! А мой помощник сказал: не был бы я помощником Зюганова, не судили бы ни меня, ни мю пасеку, не моих пчел.
Я насмотрелся на суды. Я семь месяцев сидел в Конституционном суде. Дай бог здоровья Зорькину, у него хватило мужества не выполнить приказ из Кремля. Верховный суд я знаю, сидел там не раз, знаю его судей, знаю как прекрасных юристов, но они подневольные люди, собственно. они ставят печать. В Кемеровской области я сказал про криминал, два суда присудили мне 950 тысяч рублей, и господин Грызлов даже не снял с меня депутатскую неприкосновенность, в бухгалтерии удержали с меня с трех окладов по ползарплаты, и когда я сказал, что выхожу с транспарантом, чтобы узнали об этом и в Европейском суде, тогда отмотали назад. В нашем суде даже такой человек, как я, защищенный депутатской неприкосновенностью, не найдет справедливости.
Но мы не жалуемся. Мы усилили контроль, мы подтянули молодежь, у нас сильная, грамотная команда, Мы подготовили хорошую программу. Почему у нас такая поддержка в Новосибирске, где каждый четвертый человек имеет высшее образование. Там мы в областном центре выиграли у «Единой России» многие округа. Люди почитали наши документы, люди услышали нас. Я приехал в Новосибирск – залы забиты, я провел в последнее время 350 встреч – любой университет открывает двери. Хотят разобраться, помочь. Мы будем уверенно продвигаться вперед. Но я не хочу, чтобы партия власти повторяла то, что разрушило КПСС, он взяли оттуда самое грязное, самое пошлое и ненужное. На этой ноге, битой моль, ложью, коррупцией, устоять невозможно. В разговоре с Президентом и премьером мы подробно обсуждали это. Кстати, была надежда, что тот Госсовет даст мощный толчок, но март выдержали, а потом пошло-поехало.
— Непарламентские партии получили на выборах в шесть раз больше голосов, чем раньше, это тоже результат Госсовета?
— Отчасти, да. Кстати, наша беседа с вами это тоже результат Госсовета. Раньше нас не пускали на телевидение, а сейчас на вашем канале есть возможность хотя бы обсудить проблему. Но первый канал всячески уклоняется от этого. Ко мне приезжали из Парижа, взяли интервью, о Белоруссии, о выборах, сказали, будет прекрасный сюжет, специально 500 километров ехали. Звоню, спрашиваю, почему не показали, оказывается, я очень уважительно отнесся к выбору белорусского народа, к реформам, которые они провели. Вот если бы ругал, орал, то показали бы сразу и не один раз
— Геннадий Андреевич, вот вы все говорите о «Единой России», а как «Справедливая Россия», считаете ли вы ее своим конкурентом, равным? Часто сравнивают ваши социально ориентированные программы.
— «Справедливая Россия» завалила всю Новосибирскую область бумагой, 7 миллионов экземпляров. Вы знаете, кто им деньги давал? Вообще это партия сугубо буржуазная. В Новосибирске капиталист крупный стоял за их спиной, а в Костроме то же самое, кажется, банкир Озеров. Ничего общего со справедливостью, с левой идеей они не имеют и иметь не могут по определению. Они голосовали за нынешнее правительство, они поддерживали его финансово-экономическую политику. Я как-то сказал Миронову, вы председатель Совета Федерации, встаньте и скажите, что нельзя принимать этот закон, который приняла «Единая Россия», не пропустим его. Увидите, проголосуют за все, что придет из Кремля и из правительства. Значит, здесь не справедливость, здесь выгода. Там, где избиратель внимательно прочитал их документы, за них голосовать не будут. Партия «Справедливая Россия» это дубликат «Единой России». Тех, кто разочаровался в «Единой России», прежде всего в ее социально-экономической и региональной политике, а таких я вижу очень много в различных слоях общества, должна отсосать «Справедливая Россия» и риторика господина Миронова. Это близнецы-братья, и этот муляж создан прежде всего для обмана зрителей, а не ради достижения справедливости.
— Геннадий Андреевич, почему сегодня каждый второй, кто имеет право голоса, не идет на выборы?
— Потому что люди разочаровались.
Есть два способа исправить положение: или на улицу всем, или бюллетень. Я говорил и призывал: давайте попробуем справиться бюллетенем. Но в этот раз надули на 10 процентов больше, чем обычно. Просветление мозгов сегодня идет у очень многих. Не хватает внутренней организованности для принятия энергичных решений. Я считаю, что очередные думские и президентские выборы будут исключительно важными для страны. Если еще раз ошибемся и продолжим ту линию, которую проводили в последние годы, мы как серьезная страна сойдем с политической арены. У нас не работает производство, есть великолепные идеи Президента о модернизации и инновации, великолепные, борьба с коррупцией – чудная, широкая кадровая скамейка – блестящая и прекрасная, необходимость поддержки талантливых людей – то же самое. Вот если бы вместе с Шварценеггером приехал пяток нобелевских лауреатов, которые бы занялись делом у нас. Я предлагаю Путину и Кудрину: у вас есть в Новосибирске великолепный Академгородок, весь мир туда ездил учился, в Пущино под Москвой лучший биологический центр был, давайте вложим туда, давайте примем такой бюджет, которым поощрим таланты, мозги, всех, кто хотел бы работать, трудовые коллективы, сельское хозяйство, стройки. Почему в Китае все стройки, все краны работают, а у нас стоят. Уверяю вас, тогда бы был совсем другой результат. Вот выборы как раз и служат изменению курса в нужную сторону.
— Спасибо, Геннадий Андреевич. У нас в гостях был лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов.