КПРФ Рязань

На обочине Великого океана

Саммит АТЭС, начавший свою работу во Владивостоке, заставляет задуматься, чего мы достигли в этом регионе и что необходимо предпринять там нашей стране, чтобы не отстать безнадежно.

В эти дни Россия вновь оказалась в центре мировых новостей, и на этот раз не в связи с разгоном антиправительственного митинга или скандальным судебным приговором, а по причине, куда более приятной: во Владивостоке открылся 24-й саммит стран АТЭС, организации экономического сотрудничества тихоокеанских государств. Созданная в 1989 году, Ассоциация состоит из 21 страны, омываемой Тихим океаном или морями его акватории; на них приходится 42 процента населения планеты и 55 процентов глобального валового продукта. С высокой степенью вероятности можно предположить, что в наступившем столетии именно в этот регион сместится центр мировой политики.

Тихоокеанский регион — отнюдь не «тихое» пространство. Здесь идут торговые войны и зреют элементы новых геополитических конфликтов. На протяжении последних 50 лет на его берегах свершались самые большие экономические «чудеса». Япония из руин превратилась во вторую экономику мира в 1950-1970-х годах; Сингапур из деревни — в самый глобальный город мира в 1970-1990-х; Южная Корея идеально реализовала рывок в открытую рыночную экономику и затем в демократическое общество; Калифорния стала мировым центром high-tech; Китай превратился из бедной коммунистической страны в крупнейшего в мире экспортера современной промышленной продукции. Великий океан разделяет наиболее вероятных геополитических противников нового века — Соединенные Штаты и Китай. По разным его берегам разведены основные страны-заемщики и владельцы крупнейших валютных резервов; лидеры постиндустриального мира и государства, доказывающие возможность нового индустриального ренессанса. Присутствие в этом регионе жизненно необходимо для России.

Однако пока это скорее пожелание, чем реальная возможность. Наша страна недопустимо слабо вовлечена в тихоокеанскую экономику и политику. Валовой региональный продукт выходящих к океану областей и краев составил в 2011 году лишь 1,1 трлн рублей, что соответствует ВВП Брунея и Папуа — Новой Гвинеи. В Дальневосточном федеральном округе живет всего 6,2 млн человек и производится 4,1 процента российского ВВП. Подушевой региональный продукт составляет здесь 7,7 тысячи долларов, тогда как в Южной Корее — 23,7 тысячи, в Австралии — 40,2 тысячи, в Японии — 44,9 тысячи, в Калифорнии — 51,8 тысячи, а на Аляске — 65,1 тысячи долларов. Россия в 2011 году продала в страны — члены АТЭС товаров на 92,9 млрд, а купила в них на 103 млрд долларов. Суммарно эти цифры обеспечили всего 2,4 процента взаимного товарооборота 21 государства — члена Ассоциации. Российские тихоокеанские порты в 2011 году перевалили 1,4 процента грузов, обработанных на берегах Великого океана. И проблема не в том, что наше правительство не уделяет должного внимания восточному вектору во внешней политике или не хочет — вопреки рекомендациям некоторых политологов — перенести столицу во Владивосток, а в том, что стране сейчас реально нечего предложить ее тихоокеанским партнерам.

По материалам сайта http://kommersant.ru