ОБРАЗОВАНИЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
В борьбе мирового капитала за сохранение своей власти образование стало важнейшим инструментом ускоренной глобализации. Ее цель — создание единого глобального рынка с легко управляемым населением, жизненные потребности которого ограничились бы в основном материальными ценностями и самыми простыми запросами. Как говорится, «хлеба и зрелищ».
Не секрет, что в мире идет жестокая борьба за выживание — за географические и геополитические пространства, сырьевые и энергетические ресурсы, за глобальный рынок и т.д. Острие глобализации направлено в первую очередь против России.
Глобализаторам, «мировому правительству» не дают покоя размеры и богатства России. В нашей стране проживает всего 2% мирового населения, а владеем мы почти 30% мировых ресурсов: земля, черноземы, леса, пресная вода, нефть, газ, почти вся таблица Менделеева. Захватить Россию, оккупировать при помощи военных действий не представляется возможным: мы пока еще ядерная держава. Значит, надо поступить, как поступили с Советским Союзом, — разрушить изнутри, включив в этот процесс внутренние силы. Значит, надо разрушить систему обучения и воспитания, культуру, духовность и т.д.
Современному капиталу не нужен культурный человек с глубокими знаниями, развитыми социальными, нравственными и эстетическими чувствами, ибо они обостряют восприятие социальной несправедливости, стимулируют классовую борьбу, наполняют ее глубоким гуманистическим, нравственным смыслом.
Человек знающий, культурный и с чувством собственного достоинства страшен для капитала.
Капитал выкопал целую пропасть на пути преображения человека труда в человека культуры. Он подменил созидание духовных ценностей созданием псевдокультурного суррогата. Сформировал целую индустрию производства массовой бездуховности.
Отчуждение от культуры — одна из отвратительных черт буржуазного общества. Сохранение такого общественного устройства таит угрозу самому существованию человечества.
На карту поставлено всё. Вот почему наше образование подверглось активной духовной агрессии Запада. Политика западнизации страны закономерно сопровождается русофобией, ибо утвердить рыночные ценности в массовом сознании невозможно, не уничтожая в нем ценностей русской, советской цивилизации. Фактически речь идет о культурной перелицовке, а значит, о сущностном уничтожении целого народа. Борьба идет по всему фронту. Русский язык подвергается опошлению, примитивизации, варваризации.
Многие понятия, такие, как «труд», «любовь», «целомудрие», «совесть», «стыд», выдавливаются из него под напором блатного жаргона. Всё это брошено под копыта «золотого тельца». Вульгаризация языка с неизбежностью ведет к одичанию общественного сознания.
Искажается русская история. Базовые ценности жизни народа формируются всей историей. Они закодированы в духовной культуре. Это и определяет особенности национального сознания. Физически и духовно вымирает русская деревня — хранительница народной культурной традиции.
Народ жив, пока живы, защищены его культура, его язык. Лишившись их, он перестает быть народом. Утратив свое национальное своеобразие, он теряет ощущение опасности своему существованию. Вот тогда-то его ценности подменяются, и наступает духовное рабство.
Огромную негативную роль в разрушении культурных и духовно-нравственных устоев играют СМИ, особенно федеральные каналы телевидения. Примеров тому множество. Однако многократные предложения о том, чтобы работу телевидения поставить в определенные рамки, ограничивающие их разрушительное воздействие, ни к чему не приводят. Однажды мы даже услышали ответ одного из самых высоких чиновников государства, что мол «людям это нравится».
В этой связи вспоминается фильм «Человек с бульвара капуцинов». Пришел «Первый» (First) и учил доброму, хорошему… Пришел «Второй» (Second) и решил делать бизнес на низменных чувствах, а зрители были те же. У нac сейчас, к сожалению, хозяином телевидения и является «Второй» (Second). И чуть что он кричит о свободе СМИ.
Абсолютно свободным человеком был Робинзон Крузо, и то до появления Пятницы, а скорее всего, до появления козы. Человек не может быть абсолютно свободным, живя среди себе подобных. Обязательно будут ограничения. Чем богаче человек духовно, чем выше его культура, тем эти ограничения будут строже.
Так называемая «свобода» средств массовой информации оборачивается трагедией для народа.
Понятно, что образовывает, формирует человека вся среда, но главным лицом в этом процессе пока еще является учитель. Прошлый год был объявлен Годом учителя, и, как насмешка, прошла «оптимизация», что привело к сокращению штатов и снижению заработной платы работникам образования.
Средняя зарплата нашего учителя составляет всего 64% от средней зарплаты в производственной сфере. Тогда как в США, на которые равняются наши «модернизаторы», она составляет 129%.
Может ли нищий учитель в рыночной системе образовывать современных школьников, будет ли он пользоваться у них авторитетом? Естественно, нет.
Одна из основных причин снижения конкурса на педагогические специальности — низкий статус учителя, невостребованность знаний. Президент много говорит об инновациях, но в то же время резко сокращается прием абитуриентов по естествен-нонаучным специальностям. Например, по новым учебным стандартам такие дисциплины, как физика и химия, попадают в разряд платных, то есть необязательны. Во многих высших учебных заведениях. Уже не объявляют набор на кафедры физики, математики, химии и биологии. А ведь инновации, научно-технический прогресс в конечном итоге зависят от того, на каком уровне преподаются в школе и в вузах эти дисциплины. Не надо забывать о том, что у истоков любой профессии находится учитель. Поэтому учитель должен занимать подобающее место в обществе и иметь достаточно высокий статус.
Главная задача, которая должна стоять перед государством, нормальной властью, — это здоровье нации как в физическом, так и в духовном плане. Все реформы, модернизации должны быть направлены на решение этой задачи. Россия как суверенное, великое государство может возродиться, если сумеем сохранить всё лучшее, что было в нашей (российской, советской) системе образования (обучения и воспитания). Только в этом случае можно воспроизводить (формировать) широко и масштабно мыслящих граждан, граждан-патриотов, готовых нести ответственность за свою страну, за будущее своих детей и внуков.
С.Р. ШИРОКОВ,
преподаватель.