КПРФ Рязань

Октябрь в моей судьбе

 Не стану ломиться в открытую дверь и тратить газетную площадь на еще одно доказательство очевидного: Великая Октябрьская социалистическая революция – событие эпохальное. И она будет определять облик земной цивилизации, направление её развития ещё не одно тысячелетие. И многие поколения потомков будут знать о ней и вспоминать её с благодарностью.

 …Цель же заметки куда как более скромная. Показать, как отразились величайшие революционные преобразования страны, реализация дерзновенных ленинских планов на судьбе отдельно взятой простой советской семьи. Моих близких родственников. Дело в том, что первое поколение из тех, кого я знаю и помню, родилось ещё в конце XIX века и могло на собственной шкуре сравнивать жизнь в царской России и в социалистическом, многонациональном государстве. Это мои дедушки и бабушки по обеим линиям. Так вот, ничего хорошего о «процветающей России, которую мы потеряли» (нынешний расхожий пропагандистский трюк) они сказать не могли. Зато советские времена вспоминали с благоговением и трепетом…

 …С Алма-Атой меня связывает и второе поколение моей семьи. Там, в университете судьба свела воедино двух молодых людей. Студента факультета журналистики и студентку с физмата. Здесь же, в столице Казахстана, и появился на свет автор этой заметки. То были счастливые, беззаботные детские годы. Но беззаботными они стали не сами по себе, а благодаря целенаправленной заботе советского государства о человеке труда… Я застал и ежегодное понижение цен, и освоение целины (на целинных землях – в Кокчетавской области – мы тогда и жили)… Помню и тот радостный день 12 апреля 1961 года, когда жители всего областного центра высыпали на улицы и обнимались с незнакомыми людьми. Всех нас тогда объединила незабываемая улыбка смоленского парня Юры Гагарина… Да, то была жизнь! Каждое лето – в пионерский лагерь!.. По путевке стоимостью… 12 (!) рублей. Сказка!.. Потом радиоинститут и двадцать пять лет армейской службы…

 А что теперь? От одного только слова «безработица» пропадает всякое желание жить. А наркомания?! А бездомные дети?! А разгул криминала?.. Да чего там рассуждать во вселенском масштабе? Не проще ли снова опуститься до пределов собственной семьи?! Так вот, жена моя с двумя высшими образованиями (музыкальным и филологическим) за неимением других вариантов работает уборщицей в детсаду. Да ещё, что называется, зубами держится за это место. Живет в постоянном страхе перед возможным увольнением… Словом, больше ничего, думаю, говорить не надо. И без того ясно, куда завели нас российские правители. Остается только с тоской и… надеждой вспоминать недавние добрые времена. А ещё лучше – делать всё, от нас зависящее, чтобы они поскорее вернулись…

А. ДОЛИНИН.

 Вот, к примеру, бабушка по материнской линии. Всё, что дала ей столыпинско-николаевская власть, это «три класса и два коридора» (так она сама говорила) начального образования. А в советские годы она поднялась до солистки Алма-Атинского театра оперы и балета. Пела сложные партии вместе с Народной артисткой СССР Кулеш Байсеитовой. Бабушкин муж в этом же театре работал скрипачом в оркестре и за музыкальные успехи был награжден именной скрипкой Страдивари… С гордостью рассказывал мне о своей нелегкой судьбе и дедушка по линии отца – участник подавления крондштадтского эсэровского мятежа (как замечательно сказано об этом у поэта Э. Багрицкого: «Нас водила молодость в сабельный поход, нас бросала молодость на кронштадтский лёд»), организатор и председатель одного из первых в Рязанской области колхозов. Правда, у его «половины» не столь романтическая биография. Всю свою жизнь она проработала в одном и том же магазине возле станции «Рязань-1», который нынче снесли «под ноль». Видимо, под будущий офис или супермаркет.