КПРФ Рязань

ПАМЯТИ НАШЕГО ТОВАРИЩА Земцова Юрия Петровича

Ю. П. Земцов родился 19 мая 1927 года в селе Головинщино Пензенской области. В Рязань приехал 6 августа 1949 года, по распределению, после окончания Пензенского индустриального института, где он получил специальность инженера по счетным и математическим машинам, и сразу поступил на Рязанский завод счетно-аналитических машин (САМ). Работал мастером, старшим контрольным мастером, начальником отдела технического контроля.

Решение о строительстве в Рязани завода кассовых аппаратов было принято еще в 1938 году, но война прервала планы. Однако уже в мае 1945 года стройка ожила, а в январе 1946 года была изготовлена первая товарная продукция, что стало официальной датой рождения завода. Так что молодой специалист попал практически в эшелон первостроителей, рос вместе предприятием, набирался опыта. С первых дней своей трудовой деятельности он делает упор на подбор и воспитание людей, их обучение и повышение квалификации, соблюдение рабочими, инженерным персоналом трудовой и технологической дисциплины. Семь лет работы на САМе было посвящено главной цели – повышению качества продукции. Работа с людьми, воспитание ответственности давали результат. Вскоре Земцов занял как начальник ОТК важное место в техническом руководстве завода САМ. Интересен такой момент. На совещания по качеству в министерство приглашали директоров и главных инженеров предприятий. Директор завода на очередное совещание взял с собой начальника ОТК Ю. П. Земцова. В момент, когда с трибуны начали говорить о проблемах САМа, из зала крикнули: «Неверно». Проводивший совещание министр П. И. Паршин прервал докладчика и пригласил на трибуну того, кто осмелился «сметь свое суждение иметь». И Юрий Земцов стал объяснять действительное положение дел. Кратко, умно поправил докладчика, и министр, не выдержав, похвалил молодого специалиста. Земцов буквально на глазах рос, приобретая необходимые качества руководителя строящегося и набирающего производственные мощности завода. И все же становление его началось не с того момента, когда он принародно показал, что знает производство. Его стремление к самоутверждению началось еще тогда, когда в годы войны 14-летний подросток остался за старшего в семье. Или даже раньше, когда отец, оставив семью, добровольцем вступил в Пензенский коммунистический

полк, когда в доме с нетерпением ждали от него весточки с фронта и всем сердцем желал чтобы вернулся он с войны живым. Наложил на характер паренька отпечаток и тяжелый крестьянский труд. Работал в колхозе разнорабочим, трактористом, штурвальным. Однажды создал бригаду косцов из восьми человек и как секретарь комсомольской организации ее возглавил. Но он стремился и к знаниям, хотелось многое понять, многое уметь. Может быть, поэтому среднюю школу в 1944 году он закончил с отличием, легко поступил в Пензенский индустриальный институт на факультет точной механики. Как жили студенты того времени? Конечно, в чем-то помогали домашние, но на житье-бытье Юрий Земцов умел сам зарабатывать. По его инициативе собралась группа однокурсников для подработки. Студенты копали траншеи, нередко разгружали вагоны, баржи, делали много другой работы, что помогало им сводить концы с концами и не прибегать к помощи родителей. Не стеснялись ходить в заштопанных носках, но зато часто пропадали в библиотеках, посещали театры и кино, не пропускали лекции международников. А в остальном… жили, как все: веселились, танцевали, влюблялись, женились.

— Жизнь тогда была намного интереснее, богаче, — вспоминал Ю. П. Земцов. — Не было зависти, жажды наживы любым путем. Было стремление чего-то достичь, сделать свою и окружающую жизнь лучше, пополнить уровень знаний.

Страна, выбираясь из нищеты и разрухи, поднимала заводы и растила хлеб. Среди главных лозунгов социализма был «учёт и контроль». Два с половиной миллиона бухгалтеров, статистиков и экономистов энергично щелкали костяшками счетов, складывая в столбики копейки, рубли, червонцы. Молодой инженер понимал, что на счетах, как на старом, заезженном коне, экономика страны далеко не уедет. Что ей, экономике, народному хозяйству в целом нужна совершенная вычислительная техника. Не зря ее образцы — по сути, первые в отечественной практике — как раз и осваивались на заводе. Механические машины с высокой точностью изготовления определяли технический уровень заводов вплоть до звания «завод точной механики», таких в стране были единицы. Успешно зарекомендовал себя и молодой руководитель. В 1957 году его переводят на «Теплоприбор» уже главным инженером. Вскоре Юрий Петрович Земцов возглавил завод. Этот двенадцатилетний период стал хорошей школой для специалиста, хозяйственника-администратора. Много пришлось познавать, изучать, перенимать у старших товарищей. Необходимо было с фундамента строящихся корпусов создать современное предприятие. И снова обучение людей, освоение передовой технологии и более совершенной техники в

производстве. Не меньше внимания уделялось социальным вопросам. О человеке труда заботились: достойная зарплата и организация буфетов, столовой, гардеробов, душевых, путевки в санатории, дома отдыха и, наконец, жилье. Были построены общежитие и несколько домов, начато возведение современного пионерского лагеря… Теплоприборовцы участвовали в строительстве концертного зала им. Есенина, троллейбусных линий, драматического театра, в благоустройстве города, оказывали помощь сельскому хозяйству… Трудолюбивый, организованный коллектив завода на протяжении многих лет выпускал технику для развития нефтехимии, выполнял и государственные оборонные заказы, за что работники завода неоднократно поощрялись правительственными наградами, в том числе и Ю.П. Земцов получил самый первый свой орден — орден Трудового Красного Знамени. Коллектив завода «Теплоприбор» работал как отлаженный механизм, занимая почетные места в министерском, областном, городском социалистическом соревновании. Позже Юрий Петрович вспоминал этот период, как благодатное для него время: «В 19 часов я нередко был уже дома».

…А завод счетно-аналитических машин в то время находился в сложном экономическом положении: план не выполнялся, продукция не имела сбыта, процветала штурмовщина. О дисциплине и говорить было нечего. И вот по рекомендации Минприбора, ЦК КПСС и Совмин на укрепление Рязанского САМа в 1968 году направляют Ю. П. Земцова. Путевку подписал ему А. Н. Косыгин.

— Земец возвращается, — радовались самовцы, — значит, все наладится. И, действительно, завод пережил свое второе рождение. Начал директор с дисциплины. Гайки затягивали на каждом рабочем месте одновременно. Юрий Петрович свои знания, наработанный опыт включил на полные обороты. На ежедневных диспетчерских совещаниях начальники цехов в присутствии ведущих специалистов отчитывались об изготовлении определенной номенклатуры деталей, узлов, сдаче готовой продукции. Здесь же принимались оперативные решения по цеховым вопросам с поручением кому-либо исполнения, на следующий день проверялось и это поручение. Без анализа положения дел, без предложений к Земцову не приходили. Был введен «день дисциплины». Чтобы искоренить пьянство, директор прибегал к помощи партийной, профсоюзной, комсомольской организаций. Было введено по графику ежедневное дежурство бригад из представителей цехов и отделов по соблюдению трудовой дисциплины. На следующее утро разбирали каждого нарушителя с наложением взыскания. На столе директора во время таких «совещаний» стояли бутылки со

спиртным, отобранные при попытке пронести их на завод. И нарушителям предлагалось… пить прямо здесь. Но никто никогда не рискнул сделать это, поскольку знали, что последует. В ходе такой «чистки» нередко теряли и высококлассных специалистов, но пьянки не стало. Особое внимание уделялось гласности.

Как опытный руководитель Юрий Петрович Земцов знал, что не должно быть застоя, благодушия ни в одной службе, ни в одном подразделении. Именно эту цель преследовали все те мероприятия, которые проводил на заводе директор. Например, качество — главный показатель завода. Земцов требовал аналитический материал по браку, затем ввел еженедельные «Дни качества», которые превращались в учебу. Кроме того, он так рассуждал: чтобы человек хорошо трудился, надо, чтобы он был сыт, обут, одет, жил в человеческих условиях, мог в выходные отдохнуть. Поэтому на заводе были созданы прекрасные бытовые помещения, организованы здравпункты, заводская поликлиника, буфеты. А сколько сил затратили на строительство лучшего в области по тем временам пионерского лагеря «Тимуровец» на 320 мест, детского комбината, жилья для заводчан! Во все строительные вопросы вникал лично. За «излишества» при строительстве пионерского лагеря (а всего-то — ворота с башенками) Земцов едва не получил партийное взыскание, но старался делать лучше, нестандартно.

Тогда на САМе работать было престижно. Брали не всех, а лишь самых-самых. На заводе сложились прекрасные условия труда, высокая зарплата, возможность получить путевку в санаторий, квартиру и многое другое. В те годы было построено 1800 квартир, причем недалеко от завода. Озеленялась территория. Парадокс: завод, выпускающий вычислительную технику, сам управлялся бессистемно, по-старинке. Использовали ручку да блокнот, и, естественно, часто на сборке звучало слово «дефицит» в деталях, узлах, материалах, комплектующих и т.д. Необходимо было разработать автоматизированную систему управления производством, материальными ресурсами, финансами, качеством, упорядочить бухгалтерский учет и другое.

В это время появляются первые электронные вычислительные комплексы типа «Минск», а затем более совершенные. Созданная система из 120 задач позволила с помощью машин переложить управление всей экономикой завода на электронику. Это позволило поднять производительность труда и резко уменьшить дефицит. Уровень ритмичности повысился с 20-30 процентов почти до 100 процентов. Большое внимание Ю. П. Земцов уделял конструкторской, технологической и инструментальной службам завода. Это мозги и сердце завода. Создаются новые конструкции вычислительной техники, новые модели кассовых

машин, персональных компьютеров, товаров народного потребления. Выжимали из устаревшего оборудования, казалось бы, невозможное, но качество и производительность все-таки страдали. Земцов понимал, что заводу без помощи министерства и правительства не обойтись. Начинается период расчетов, встреч, доказательств в необходимости реконструкции завода и приобретения высокоточного и производительного оборудования. За годы директорства он многократно бывал за рубежом. Знакомился с аналогичным производством, был на всех родственных предприятиях Советского Союза. Все полезное перенималось. В одну из поездок началось сотрудничество с одной из фирм ФРГ, а затем шведской фирмой «Сведа».

Москва поддержала расчеты Земцова и выделила средства для закупки лицензии на производство новой кассовой машины, известной как «Ока» — механическая, которой завод обеспечивал потребность всех республик СССР и многих соцстран. Открывалась новая страница в жизни завода. Высокоэффективное оборудование, новые формы управления позволили резко повысить объемы по выпуску современной и надежной кассовой техники. Предприятие сделало свой очередной рывок, осуществились смелые решения, задумки, проверенные и выстраданные. В 1981 году коллектив завода награждается орденом Ленина, а более 60 работников — орденами и медалями. В 80-е годы принятые правительством СССР решения позволили самостоятельно формировать производственные планы и хозяйствовать самостоятельно. Росла прибыль, увеличились зарплата, премии. Коллектив завода САМ под руководством Ю.П. Земцова стал передовым в Минприборе. Более 40 раз подряд предприятие выходило победителем в ежеквартальном соревновании по министерству, 7 раз признавалось лучшим в ежегодном Союзном социалистическом соревновании с вручением дипломов и переходящего Красного знамени ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Многие заводчане получили правительственные награды за самоотверженный добросовестный труд в очередной пятилетке. А к Трудовому Красному Знамени Земцова прибавились два ордена Ленина, орден Октябрьской революции, орден Знак почета, «За заслуги перед Отечеством II степени». Особо дорога ему награда «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.»

Коллектив завода САМ также принимал активное участие в решении проблем города, в строительстве драмтеатра, Центрального спортивного комплекса, областной больницы в Канищеве, благоустройстве. Было построено современное подсобное хозяйство завода в Захаровском районе с жилым комплексом, с газификацией квартир и производства. Несмотря на «реформирование» экономики, предприятие до 1996 года успешно выполняло

свои социально-производительные задачи. В 1997 году на пенсию ушел Ю.П.Земцов.

Земцов работал так, как того требовало время, — без оглядки, только вперед и вперед, да еще в общей сложности 35 лет в роли директора! Но при всей жесткости, командных методов руководства, Юрий Петрович не лишен главного качества руководителя: ответственности. Директор боролся вместе с партийными, комсомольскими и профсоюзными активистами за сознание и сознательность каждого человека. Всё, чего он достиг в жизни, достиг трудолюбием. Земцов до последнего дня был членом КПРФ, как говорил: «Принципов не меняю». В партию он вступил в 1948 году. Грамотное государственное управление, плановая экономика, социальная защита трудового человека — это те позиции, которые он разделял и поддерживал. На каждую ситуацию в сфере политики и экономики у него свое мнение, часто не вписывающееся в общие правила. Нельзя отдавать природные ресурсы в частные руки,-утверждал Юрий Петрович. Но он всегда был таким: со своим мнением, со своими принципами, со своим характером. Он был и останется в наших сердцах Земцовым.

ДРУЗЬЯ УХОДЯТ – ОСТАЕТСЯ ПУТЬ

ДРУЗЬЯ УХОДЯТ – ОСТАЕТСЯ СВЕТ…

КОММУНИСТЫ ОКТЯБРЬСКОГО РК КПРФ