КПРФ Рязань

Полный текст выступления Председателя ЦК КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Государственной думе Г.А. ЗЮГАНОВА на пленарном заседании 16 декабря по отчёту правительства об антикризисных мерах

В уходящемгоду резким колебаниям были подвержены не только экономические и финансовыепроцессы, курсы валют и фондовые индексы, но и оценка этих процессов и явленийтеми, кто несет прямую ответственность за происходящее, кто в ответе запогружение России в кризис и за так называемые антикризисные меры.

Кудринпетляет, убегая от ответственности

Особеннорезкими колебаниями, или, говоря на либеральном наречии, «волатильностью»,отличаются прогнозы самого министра финансов А. Кудрина.

Немногимбольше года назад он называл Россию «тихой гаванью», «островком стабильности», гордился «подушками безопасности». Но уже в апреле 2009 года предрекал 50-летнюю рецессию. Затем, к началу осени, перед тем, как предъявить Думе свойантисоциальный бюджет, рапортовал о выходе России из кризиса. И вот на днях, 8декабря, на Международной конференции Внешэкономбанка уже назвал Россию «слабым звеном на рынках капитала» и заявил, что дно кризиса «будет растянутым». Наэтот раз Кудрин разоткровенничался и предрек России тяжелые годы: «банкротствокомпаний, колебания на денежном рынке, нехватку ликвидности, рост безработицы».

Таков, согласно новым прогнозам Кудрина, примерный экономический сценарий наступающего десятилетия. При этом, надо думать, Кудрин и в следующем десятилетии не мыслит себя без Минфина, а правительство — без своей персоны. И уж, конечно, он ненамерен признавать, что в том числе и из-за него Россия пришла к тем печальным результатам, тем удручающим перспективам, о которых теперь говорит Кудрин.Более того, он уже нашел виновных. И 6 декабря на организованном Академией наукПервом российском экономическом конгрессе, где собрались 2,5 тысячи ученых,заявил, что «экономисты проспали кризис, не предупредили правительство, незаметили финансовых пузырей, просмотрели угрозы, связанные с негативнымирисками». И далее перешел к пророчествам, заявляя: после некоторого улучшенияобнаружится, что «не все пузыри сдулись».

Там же из уст Кудрина прозвучала и совсем уж неожиданная оценка антикризисных действий правительства как мер, которые «в ряде случаев даже усугубили ситуацию». Идалее заявил, что правительство в результате этих мер создало некие зоны риска,которых само же до сих пор не видит. Мысль туманная, но звучит, тем не менее,как признание вины правительства. Но, опять же, без всякой персональной ответственности министра финансов. Он в этом правительстве получается непонятымблагородным героем, которому мешали принимать взвешенные, продуктивныеантикризисные меры: ему не прислали загодя прогнозы из Академии наук, ему несразу показали пузыри.

И какое личноеотношение Кудрин имеет, например, к тому, что АвтоВАЗу выделено 25 миллиардоврублей без всякого полезного результата? Сейчас правительство обещаетподбросить туда еще 12 миллиардов. И опять ведь ни с кого не будет спроса зато, какова отдача от этих инвестиций. А потом обещают вливания в размере уже 75миллиардов. Но только в случае, если нашим автогигантом согласятся управлятьфранцузы, управлять в их интересах. Вот такая эффективная «антикризиснаяполитика».

Фиктивныегарантии

Во всехотчетах, посланиях, обращениях, докладах и «прямых линиях» звучат пафосныезаверения о социальных гарантиях. Но все они сводятся к предстоящему в 2010году повышению нищенских пенсий до полунищенского уровня. Рост пенсий будетобеспечен за счет трансфертов из федерального бюджета. А будет ли такаявозможность в последующие годы?

Производствопадает, поступления от основных налогов снижаются. И даже если цены на нефтьудержатся на уровне 80 долларов за баррель, невозможно гарантировать дальнейшийрост пенсий и зарплаты бюджетников. А ведь это первый и главный приоритет,указанный в анти-кризисном плане правительства. Но разве не перечеркиваетсяэтот приоритет падением реальных доходов населения на 4—5% с начала года? (Поразным оценкам — и статистическим, и экспертным).

Проблема,усугубляющая снижение доходов, — это инфляция. Правительство в качестве едва лине главного своего достижения рассматривает замедление темпов роста инфляции.Но ведь это «достижение» объясняется растущим обнищанием населения, падениемего покупательной способности и потребительского спроса. Об этомсвидетельствует и общее снижение объема продаж, розничного товарооборота.Гордиться таким снижением инфляции — значит уподобляться врачу, которыйгордится, что его пациент сбросил вес из-за тяжелой болезни. К тому же,подсчитывая инфляцию, у нас поступают так же, как и при расчете средних доходовна душу населения, когда миллионы нищих вперемешку с единицами сверхбогатых всреднем дают картину не полной, а умеренной нищеты. То есть и в случае синфляцией считают «среднюю температуру по больнице». Товары первойнеобходимости — прежде всего продовольствие и лекарства — могут стремительнодорожать, и это бьет по абсолютному большинству населения. А в магазинах пососедству могут стабилизироваться или даже снизиться цены на дорогую аппаратуруили оргтехнику, что интересно далеко не всем, поскольку большинству эти товарыне по карману и по сниженной цене. Но серьезного дифференцированного подсчета покатегориям товаров нет. Считают всё, так сказать, в общей куче: и продукты, илекарства, и оргтехнику, и норковые шубы. В итоге получается, что у насснижается инфляция. Но снижается она только для богатых.

Вместо роста —падение

А вот второйприоритет антикризисной программы, то есть сохранение и развитие промышленногои технологического потенциала для будущего роста, можно сказать, похоронен.Темпы падения промышленности в России — одни из самых высоких не только встранах «большой двадцатки», но и в СНГ. По последним данным Росстата, заистекшие месяцы этого года они составили 13,5%.

То же самоеможно сказать о третьем приоритете программы антикризисных мер — «активизациивнутреннего спроса на российские товары как основы для восстановленияэкономического роста». Правительство обещало предпринять особые усилия, дабыослабить экономическую зависимость страны от внешних факторов, максимальнозадействовать внутренние ресурсы. Что же на деле?

Легкаяпромышленность упала на 20—26%, и ничего не предпринято для ее развития.

Сельскохозяйственнаяпродукция, производимая нашими крестьянами, по-прежнему либо совсем не доходитдо городских рынков, либо попадает туда с колоссальными препятствиями, ютитсяна задворках, если соблаговолят чуть-чуть подвинуться новые хозяева. Ужесколько лет власть обещает взять эту сферу под контроль! Но обещания остаютсяне более чем говорильней. Прямой поддержки сельскому хозяйству как не было, таки нет: в кудринском бюджете предусмотрено резкое снижение ассигнований ваграрный сектор в 2010 году.

Недавно наСовете безопасности президент заявил, что от минимума, необходимого длянормального развития и поддержания здоровья, народ в среднем недополучает 25%мяса, 45% рыбы. И ведь это опять лишь «средняя температура по больнице». Это немногиебогатые, потребляющие сверх всякой меры, и множество бедных в среднемнедополучают столько физиологически необходимых продуктов. А если провестидетальный подсчет по регионам, по категориям населения? Президент откровенносказал, что фактическое недоедание грозит народу деградацией. И как же решаетсяэта проблема?

Вот лишь одинпример. В этом году к берегам России невиданными косяками шел лосось. Нороссиянам предлагают сверхдорогую рыбу из Норвегии или непонятно что под видомрыбы из Китая.

Распродажастраны продолжается

Четвертыйприоритет антикризисной программы — «стимулирование и структурная перестройка».Надо полагать, правительство видит структурную перестройку в очереднойприватизации, затеянной им без всякого согласования с Государственной думой. Аведь это не соответствует Конституции. Не были даже заслушаны оценки Счётнойпалаты по приватизации, проведенной в 90-х, и вот приступают к ее новому витку:24 ноября правительство одобрило план приватизации на 2010 год. В соответствиис ним в следующем году Минфин получит от распродажи 18 млрд. рублей. А итоговаявыручка от приватизации должна составить 77 млрд. рублей за 700 предприятий.Кудрин заявляет, что эти деньги пойдут на покрытие бюджетного дефицита. Новедь, согласно принятому бюджету, в одном только 2010 году бюджетный дефицитдостигнет 3 триллионов рублей. И что на фоне этой суммы 18 или даже 77миллиардов выручки от приватизации?

Между темсреди приватизируемых — 28 стратегических объектов и предприятий, таких,например, как Московский метрострой. И мы согласны с теми экспертами, которыесчитают, что приватизация еще не распроданных ключевых предприятий проводитсяне для сокращения бюджетного дефицита, которого приватизация и близко непокроет, а с целью дальнейшего разрушения страны. Согласно правительственнымпрограммам, к 2012 году объем оставшегося государственного имущества сократитсяпочти на треть. Если инновационный процесс заключается в этом, то он не винтересах народа, не в интересах России.

И не случайно,по результатам недавнего опроса «Левада-центра», на вопрос: «Совпадают лисейчас в России интересы власти и общества?» — 62% опрошенных ответили «нет».Это «нет» народ говорит политике правительства.

Тарифнаяудавка

Пятыйприоритет, который заложен правительством в антикризисную программу, касаетсяподдержки предпринимательской деятельности. Он тоже звучит сегодня какиздевательство над нормальными, некоррумпированными предпринимателями.

О какойподдержке можно говорить, если в 2010 году будут повышены тарифы на энергоносители,водоснабжение, арендную плату, перевозки и т.д.? И не это ли имел в видуКудрин, когда заявлял в уже упомянутых недавних выступлениях, что через кризис«пройдут не все»? Вот тот редкий случай, когда нет сомнений в искренности словминистра финансов.

Ну инаибольшего внимания со стороны правительства удостоился шестой приоритетантикризисной программы, а именно – «формирование мощной финансовой системы какнадежной основы для развития национальной экономики». Этот приоритет обеспеченсполна. Финансовые эксперты не устают повторять, что у российских банковобразовался большой «избыток ликвидности», который они вкладывают в доллары иевро, выводя их из страны. Сбербанк, например, в самом начале кризиса получилот правительства десятки миллиардов долларов, а теперь планирует выкупить частьгосударственных облигаций. По сути, правительство возьмет в долг не только узарубежных кредиторов, у которых планирует в 2010 году занять 18 млрд.долларов, но и у Сбербанка, который само же прокредитовало. И это при наличиирезервов Центрального банка, достигающих, по его собственным данным, примерно450 млрд. долларов. Спрашивается: в чем смысл подобных схем?

Покафедеральное правительство отчитывается о выполнении программы антикризисныхмер, продолжая твердить о приоритетности социальных обязательств передгражданами, правительство Москвы уже выпустило постановление о повышениитарифов на услуги ЖКХ с 1 января 2010 года в среднем на 26%. При этом москвичамеще и предлагают радоваться: ведь повысили не на 44%, как планировалосьизначально. Кроме того, в столице вырастут и тарифы на проезд в общественномтранспорте — минимум на 18—20%.

Вслед заМосквой и в других регионах будут повышены тарифы на услуги ЖКХ и общественныйтранспорт. И всё это ляжет на плечи простых людей, чья зарплата давно неповышается и продолжает обесцениваться под влиянием инфляции, которая, еслиговорить о товарах первой необходимости, продолжает расти.

Этоантисоциальные процессы, которые полностью опровергают заклинания правительствао выполнении социальных обязательств перед населением. Заклинания, к которымприсоединяется и сегодняшний отчет в Государственной думе. Это не отчет обэффективности «антикризисных мер», это отчет об их бесполезности инесостоятельности. Это еще одна красноречивая заявка на отставку кабинетаминистров и еще одно напоминание о необходимости полной смены курса во имяспасения страны.