Пришёл, увидел, разрушил
Какое наследие оставил шведский сказочник от автопрома Бу Андерссон на АВТОВАЗе.
Необходимость оценки деятельности бывшего президента ОАО «АВТОВАЗ» г-на Бу Инге Андерссона возникла в связи с ситуацией на заводе и в городе.
ВО ВРЕМЯ его многочисленных встреч с ветеранами управления ВАЗом постоянно звучали обещания и заверения в стремлении к развитию завода, освоению новых моделей, признания в любви к бренду «Лада». Действительно, после прихода к власти Бу Андерссона цеха завода подверглись глубокой модернизации, стали светлее и приняли современный вид. Успешно был освоен автомобиль «Ларгус», неожиданно получивший уважение покупателей, модернизированы автомобили «Гранта» и «Калина». Но при этом шло непрерывное сокращение численности персонала, и не только рабочих, но и специалистов по технологии и конструкции, экономических и коммерческих служб. Как грибы после дождя росло количество стоянок товарных автомобилей вокруг города, на которых годами пылятся автомобили марки «Рено», «Ниссан», «Датсун».
К этому надо добавить многократные изменения режимов работы завода (3—4—5 дней в неделю), массовые банкротства предприятий города и области, ранее производивших комплектующие изделия для ВАЗа, уход с рынка традиционных дилеров из-за отсутствия отечественных автомобилей, постоянно ухудшающееся материальное положение жителей города и другие явления. В таких условиях ветераны завода не могли оставаться безучастными к происходящему. Особенно обстановка стала нетерпимой в год 50-летия АВТОВАЗа и в связи с запуском автомобиля «Веста» на Ижевском заводе. Все обещания и ожидания рухнули разом.
Ветераны завода провели анализ ситуации и считают необходимым дать оценку деятельности г-на Андерссона. Позорное увольнение с завода сначала его «назначенной» жены Катаржины с поста вице-президента по корпоративному управлению заводом, затем и самого «всемирно известного генерального менеджера» явилось фактической оценкой его деятельности. По прошествии времени можно с уверенностью сделать вывод, что вся деятельность Бу Андерссона на посту президента ОАО «АВТОВАЗ» была направлена на уничтожение бренда «Лада», ближайшего конкурента автомобилям «Рено», качество и надёжность которых в условиях России не соответствовали техническим требованиям нашего рынка.
В области разрушения Андерссон проявил «блестящие способности», и, очевидно, не без помощи консультантов из Европы. Поэтому АВТОВАЗ подвергся двойным санкциям: первые — от Европейского союза, вторые — подрыв экономики Волжского автозавода изнутри.
Самые первые шаги, которые сделал г-н Андерссон, — это пересмотр концепции развития АВТОВАЗа до 2020 года, разработанной генеральным директором от «Ростехнологий» И. Комаровым, которая была признана правительством России и получила широкую поддержку у населения страны. Люди ждали дешёвых автомобилей в необходимом количестве.
На смену вазовским моделям пришли модели Альянса «Рено-Ниссан», технология изготовления которых предназначалась для стран третьего мира прошлого столетия. Практика показала, что модель «Ларгус» получила одобрение россиян. Другие модели пылятся на открытых стоянках-складах годами и реализуются по бросовым ценам.
ДЛЯ ТОГО чтобы «угробить» бренд «Лада», Бу Андерссон поднял розничные цены на автомобили Волжского автозавода «Приора», «Калина», «Гранта» и их модификации почти на 50%, и, естественно, их стали меньше покупать. Расчёт был сделан на кризис в стране и инфляционные процессы. Автомобили Альянса в цене не повышались, более того, часть производственных затрат на их изготовление была отнесена на вазовские модели. Это стало возможным потому, что завод находится в собственности Альянса.
Падение по этим причинам спроса на отечественные автомобили привело к массовым сокращениям персонала на заводе и, как следствие, к перегрузкам социальных фондов г. Тольятти на пенсионное обеспечение и выплаты по безработице. Резко сократились налоговые отчисления в бюджет. Следует отметить, что г-н Андерссон уволил с завода всех руководителей и специалистов, препятствовавших реализации вышеперечисленных решений, в угоду своим амбициям.
Досрочный, на 6 месяцев, запуск автомобиля «Веста» в целях пиара привёл к омертвлению средств, израсходованных на закупку современного оборудования, на 70—75% смонтированного на Волжском автозаводе в цехах сварки и окраски общей стоимостью 16 миллиардов рублей, к усугублению ситуации с безработицей в Тольятти и уменьшению выпуска автомобилей «Лада-Гранта» в г. Ижевске.
В целях банкротства отечественных заводов-смежников Бу Андерссон вывел из структуры завода Дирекцию по закупкам в самостоятельную закупочную компанию во главе с иностранным руководителем, и, соответственно, поставки комплектующих изделий пошли из-за границы, что привело к значительному их удорожанию. Но самое главное: сотни предприятий-смежников, которые развил Волжский автозавод, оказались без заказов, то есть локализация пошла в другую сторону.
В связи с огромной разницей в уровне зарплаты иностранных специалистов и специалистов Волжского автозавода (в десять раз) многие ведущие специалисты вынуждены были уволиться. Оставшиеся — обесценены. При авторитарном методе руководства заводом большинство организационных и технологических решений привели к разрушению действующей на ВАЗе системы управления, к разрушению системы управления качеством продукции, что впоследствии может привести к падению спроса на выпускаемые автомобили.
Проведённые реформы системы технического обслуживания и сбыта автомобилей также привели к разорению более 200 предприятий-дилеров и ухудшению качества обслуживания автомобилей.
Вновь назначенный президент ОАО «АВТОВАЗ» Николя Мор быстро вошёл в курс дела, обозначил первоочередные задачи, стоящие перед заводом, но не отменил ещё ни одного вредоносного решения прежнего президента. Это может означать только то, что ему не позволено предпринимать какие-либо действия по улучшению ситуации. Одно из последних решений о выносе производства автомобиля «Нива» из 62-го корпуса на 3-ю нитку главного конвейера уничтожает мощности по производству одной из лучших моделей автозавода, получившей признание во всём мире, и исключает резервы освоения новых моделей на 3-й нитке главного конвейера.
Необходимо признать, что опыт продажи масштабного предприятия с массовым характером производства иностранному владельцу оказался неудачным. И вряд ли возможно, чтобы иностранные менеджеры были озабочены социальными и экономическими проблемами России. Мы уверены, что ВАЗ сможет восстановить былые успехи в области автомобилестроения и всей промышленности без помощи иностранных специалистов.
У читателя может возникнуть естественный вопрос: а как это могло случиться?
Дело в том, что Альянс «Рено-Ниссан» имеет 67% акций ОАО «АВТОВАЗ». Остальное — у «Ростехнологий».
В связи с бесконтрольностью со стороны второго компаньона акционерного общества и вследствие авторитарного метода управления объединением господина Бу Андерссона стало возможным практическое банкротство Волжского автозавода. При наличии блокирующего пакета акций можно было не допустить решений по принципиальным вопросам. Расчёты на то, что Запад нам поможет в развитии отечественного автомобилестроения, на одном из крупнейших в мире заводов не только не оправдались, но привели к подрыву экономики государства.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ о необходимых мерах по коренному изменению ситуации на ВАЗе, а следовательно, и по восстановлению промышленного потенциала страны, следуют из выводов, сделанных в статье. В настоящее время на ВАЗе появилась должность вице-президента по антикризисному управлению и финансированию, и клуб ветеранов управления «Патриот» готов к сотрудничеству по выводу завода и города из кризисного состояния. При этом требуется поддержка со стороны руководства страны.
gazeta-pravda.ru