НОВИНКА вызвала большой интерес в научно-промышленной сфере. Более ста лет при производстве рельсов у стали не было конкурентов. Все попытки создать достойную замену ей из чугуна кончались неудачей. К поиску нового сплава белорусы приступили около десяти лет назад. Была поставлена цель: избавить чугун от хрупкости и придать ему высокие механические свойства стали. В работу включились учёные Белорусского государственного университета транспорта, Объединённого института машиностроения Национальной академии наук и группа теоретиков-расчётчиков из столичного Белгосуниверситета. Материал, предложенный ими, производили на базе «Гомсельмаша». Результат превзошёл ожидания. Был создан новый высокопрочный сплав, не теряющий при этом пластичности.
— Весь мир для улучшения чугуна добавляет многочисленные легирующие присадки. Но мы нашли оптимальный состав и соотношение трёх наиболее важных из них — меди, молибдена и никеля, — рассказывает один из авторов изобретения, профессор Леонид Сосновский. — Немалое достоинство нового материала ещё и в том, что его производят методом литья вместо прокатки.
Первые испытания рельсов из нового сплава уже проведены. Два года по опытным образцам круглосуточно ходили поезда на Гомельском участке железной дороги.
Научно-исследовательская лаборатория «Путь» дала изобретению высокую оценку. «Моника» уже получила одобрение технических экспертов железных дорог Евразийского союза. Следующий этап — испытания гомельских рельсов на научной базе в России. Договорённость уже есть.
Новинка белорусских учёных и специалистов, считают эксперты, произведёт глобальную революцию в железнодорожной сфере. Только промышленности республики она сможет принести заказы на миллиарды долларов. И сейчас важнее всего не упустить время, наладить массовое производство рельсов будущего.
gazeta-pravda.ru