КПРФ Рязань

Москва. Валерий Рашкин провел встречу у главного здания МГУ им. М.В. Ломоносова

16 мая  2021 года состоялась знаковая встреча с депутатом Государственной Думы из фракции КПРФ, Первым секретарем Московского горкома КПРФ Валерием Рашкиным.  Она была посвящена актуальнейшим проблемам образования и просветительской деятельности. И первую очередь вопрос касался нового законопроекта, который вызвал резко негативную реакцию в российском  обществе.

Законопроект представляет собой поправки к ФЗ «Об образовании», закрепляющие в законе понятие «просветительской деятельности, под которой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции». Под столь расплывчатое описание легко подвести работу любого кружка по интересам, любых курсов и лекций в интернете, даже просто блоги на YouTube или Яндекс.дзене, где автор что-либо рассказывает своей аудитории. Регламентацию этой деятельности и контроль над ней законопроект предписывает осуществлять правительству РФ. Предполагается, что регламентировать будут с помощью лицензирования. Одновременно, законопроект предписывает образовательным учреждениям осуществлять любые международные контакты (кроме, конечно, обучения иностранных студентов) только с разрешения министерств образования или просвещения. Проект постановления правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности», в котором описывается, как будет работать недавно принятый закон «О просветительской деятельности», не мог понравиться пользователям.

Под петицией против этого закона подписалось уже больше 200 тысяч человек. Выступило против и научное сообщество: запрос в Госдуму об отзыве законопроекта направил президиум РАН.

Ну, из-за чего же разгорелся весь этот сыр-бор? Хорошо, признают какую-то деятельность просветительской — и что? При этом, не очень ясно, что будет и чего ждать! В пояснительной записке написано, что целью законопроекта является исключение антироссийской пропаганды, в частности, запрещается использовать просветительскую деятельность для разжигания всякой розни (социальной, расовой, национальной, религиозной) и для побуждения к антиконституционным действиям. Но подобные запреты включают и другие законодательные акты.

А еще, законопроект содержит удивительно туманную фразу, а именно: «Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством РФ». Что конкретно будет в этом порядке, пока неизвестно. Те, кто занимается просветительской деятельностью, переживают, как бы не стало больше проверок и других формальных сложностей в работе.

Известно, что интернет дал людям возможность свободно обмениваться знаниями и опытом. В пандемию эту возможность особенно оценили: для многих людей лекции, познавательные блоги стали настоящей отдушиной во время карантина. И вот теперь выходит, что теперь практически любого автора можно заставить получать лицензию. А потом выяснится, что за лицензию надо платить. Защитники нового закона выражали надежду, что он поставит барьер на пути распространения всевозможной лженауки вроде «учения о плоской земле». Противники сомневались, что кто-то физически способен отследить и тем более проверить на истинность контент, ежедневно производимый миллионами людей. Значит, действие закона априори будет направленным. На кого же?

На этот вопрос отвечают сами авторы в пояснительной записке к законопроекту: они волнуются, что некие «антироссийские силы» под видом просветительской деятельности могут вести в школьной и студенческой среде пропаганду с целью «дискредитации государственной политики, пересмотра истории, подрыва конституционного строя». А также опасаются, что просветительскую деятельность могут использовать «для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений», и надо это срочно запретить. То есть мы видим, что авторы собрались воевать отнюдь не с какими-нибудь «плоскоземельщиками» и «антипрививочниками», а с теми, кого они посчитают дискредитирующими государственную политику и подрывающими конституционный строй. Надо ли говорить, что в их рядах может оказаться любой оппозиционер, вообще любой гражданин, высказывающий недовольство властью, любой инакомыслящий?

Фракция КПРФ голосовала против законопроекта. По мнению депутатов-коммунистов, попахивает абсурдом уже то, что в базовый закон «Об образовании» пытаются запихнуть положения о деятельности, «осуществляемой вне рамок образовательных программ» – как следует из текста законопроекта. На данную нелепицу обратило внимание даже правовое управление Госдумы. А еще в российском законодательстве нет недостатка в нормах, обеспечивающих информационную безопасность, – только за последние годы их введено множество. Новый закон рамочный и не дает ни малейшего представления о том, какими методами собираются регламентировать просветительскую деятельность – все отдается на откуп чиновникам из правительств.

Законопроект, закрепляющий в законе об образовании понятие «просветительская деятельность», был принят Госдумой в середине марта, а в апреле его подписал президент.

Все перечисленные проблемы упомянутого законопроекта нашли отражение в выступлениях депутатов и наказах избирателей.  Вел встречу Валерий Рашкин. В обсуждении приняли участие: секретарь МГК КПРФ, будущий кандидат в депутаты Госдумы Николай Волков, член правления профсоюза «Студенческая солидарность» Михаил Лобанов, академик Борис Кашин, астрофизик Сергей Попов, социолог Григорий Юдин и другие. Во время встречи не обошлось без провокаций и необоснованных задержаний (в том числе забрали депутата Московской городской Думы, секретаря МГК КПРФ П.М. Тарасова, первого секретаря МПО КПРФ «Севастопольское» Т.И. Десятову с копией Знамени Победы и т.д.).

Заявление участников встречи озвучил В.Ф. Рашкин, который обещал донести содержащиеся в документе требования до депутатов Государственной Думы, членов Совета федерации, правительства и гаранта Конституции президента РФ.