КПРФ Рязань

Бодрый марш по дорогам разочарований

Как будет развиваться дорожная отрасль региона в будущем году? Она, по заявлениям областных чиновников, остается в числе приоритетных, невзирая на очевидные финансовые трудности, которые дают о себе знать уже сегодня. Из-за налоговых «маневров» нефтяников региональный бюджет недополучил более 400 миллионов рублей, а именно от акцизов, как известно, зависит пополнение фондов, определенных на дорожные нужды. Заморожены работы по строительству дорожного обхода поселка Кирицы – одного из самых проблемных участков трассы М5 на территории Рязанской области. Что это: предвестники будущего кризиса или плановая оптимизация?

Трехуровневые страдания

Говоря о дорожном строительстве, необходимо понимать, что все транспортные магистрали подразделяются на три уровня. Первый – дороги федерального значения. Их протяженность на Рязанщине составляет порядка 300 километров. Основные трассы – Москва-Волгоград и Москва-Самара. Соответственно, их содержание, финансирование, реконструкция проводятся за счет федеральной казны. На втором уровне располагаются дороги регионального значения, и траты на приведение их в порядок заложены в бюджет области. Их у нас насчитывается около 6,5 тысяч километров.

Все остальные дороги (порядка 5 тысяч километров) находятся в сфере ответственности муниципальных властей. Третий уровень – самый многострадальный, так как финансовый поток до него долгое время не доходил, иссякая на предыдущем уровне. С этого года, как известно, начали формироваться муниципальные дорожные фонды, но пока ситуация коренным образом не изменилась.

Больше всего перемен за последние годы произошло на первом уровне. Нетрудно догадаться, что у федеральных дорог, расположенных в границах региона, перспектив быть приведенными в нормативное состояние значительно больше, чем у дорог двух других категорий. По оценкам местных властей, самая проблемная дорога – М6 (Москва-Волгоград). На ней были сконцентрированы все усилия, и сейчас она поэтапно приводится в порядок. Например, в последнее время отремонтирован участок, расположенный от Михайлова в сторону Скопина (если ехать со стороны Московской области, этот участок будет в 50 метрах от Михайлова). Однако реконструирован он лишь в рамках требований технических условий третьей категории. То есть ширина проезжей части здесь все еще 7,5 метров, хотя интенсивность транспортного движения требует, чтобы эта ширина была никак не меньше 14 метров. Несмотря на то, что понимание такой необходимости есть как у регионального правительства, так и у Федерального дорожного агентства, денег на эти цели нет, и расширение объекта решено отложить на будущее.

В настоящее время ведется работа над изменением отдельных участков М6. Первоочередное внимание уделено местам повышенной концентрации движения и тем, где плохая видимость. В силу волнообразного строения М6 и большого количества фур на трассе обгон, особенно на подъемах и в условиях плохой видимости, приводит к росту числа аварий. Минимизировать их – основная задача, которую поставили перед собой власти.

Каким способом? Есть возможность сделать на конкретных участках дополнительную полосу реверсивного движения. По крайней мере, власти региона направили это предложение в вышестоящие инстанции, и известно, что федеральный Минтранс ищет возможность в ближайшее время приступить к разработке проектной документации.

Что касается наших участков трассы М5 (Москва-Челябинск), ряд ее отрезков (со стороны Пензы) приведен в нормативное состояние по аналогичному принципу. В частности, в уходящем году началось строительство нового моста через реку Проню (в районе села Заречье), работы продолжаются и сегодня. Второй год реализуется масштабный проект объезда поселка Кирицы. Потребность в нем давно ощущают все автомобилисты, ведь, например, в летний период пробка на подъезде к поселку с обеих сторон растягивается на несколько километров, а пребывание в ней – на часы. Однако сегодня строительство заморожено.

Причина – финансовая несостоятельность генерального подрядчика.

Одно из подразделений акционерного общества «Волга-Мост» не рассчитало свои силы и возможности и сорвало график проведения работ. Правда, пока сроки не меняются: федеральное агентство рассчитывает, что к сентябрю дорога будет введена в эксплуатацию. Работы на объекте планируется возобновить с наступлением теплого времени года, а вот генеральный подрядчик, возможно, будет другой. Федеральное дорожное агентство обещает обеспечить финансирование строительства объезда в полном объеме.

При этом в планах региональных властей – пролоббировать интересы рязанских строительных компаний. Как заявил в одном из своих интервью заместитель председателя областного правительства Шаукат Ахметов, «мощности наших подрядчиков позволяют качественно и в срок выполнять работы».

Ремонт и реконструкция участков трассы М5 в направлении Московской области оказались более удачными. Построена развязка тоннельного типа на 182-м километре, правда, не без недоделок, но они методично устраняются силами Мостотряда-22. Во всяком случае, доведение развязки до ума не затрудняет движение транспорта и не создает условий для ДТП.

Со значительным опережением графика ведется строительство развязки возле торгового центра М5-Молл. Генеральный подрядчик этого объекта привлек кредитные ресурсы в размере 400 миллионов рублей в расчете на то, что заказчик (Федеральное дорожное агентство) в течение первого квартала будущего года эти деньги вернет. Предполагается, что уже в июне 2015 года развязка начнет работать в полном объеме. А пока ведутся переговоры с собственниками М5-Молл и торговым центром «Оби», а также с Рязанской епархией на предмет создания комфортных подъездов к торговым предприятиям и расположенному здесь храму, о продлении улицы Коняева. Кстати, средства на эти цели заложены в соответствующей целевой программе региона, а также в областном бюджете.

Тайны, покрытые асфальтом

Еще один важный перспективный проект федерального уровня – строительство транспортной развязки на пересечении федеральной трассы и дороги в направлении Михайлова. Уже разработан проект, получены положительное заключение государственной экспертизы и одобрение Федерального дорожного агентства. Осталось найти деньги. Предполагается, что данный проект будет внесен в российскую адресную инвестиционную программу. Если сделать это удастся, то строительство начнется уже в будущем году, и, по оптимистичному прогнозу, в 2016 году развязку введут в эксплуатацию. Следующим шагом на пути к дорожному благополучию станет создание развязки на пересечении федеральной дороги и Ряжского шоссе.

Предпроектные работы проведены, теперь следует обеспечить финансирование разработки проекта.

Дороги регионального значения находятся в более сложном положении. Текущий год был непростым, финансирование дорожных работ снизилось на 504 миллиона рублей. Тем не менее отдельные участки дорог в ряде районных
центров удалось подлатать.

Среди наиболее значимых реализованных проектов – ремонт дороги от торгового центра «Круиз» в направлении Солотчи. О глобальных преобразованиях речи пока не идет. То же самое можно сказать и о муниципальных дорогах. Дорожные фонды только-только начали формироваться. Сложность заключается еще и в том, что далеко не все муниципалитеты успели создать реестры своих дорог.

Принцип формирования дорожных фондов таков: средства муниципалитету перечисляются пропорционально километражу магистралей. В данном случае не важно, покрыты они асфальтом или представляют собой грунтовую колею. Главное, чтобы они были оформлены в муниципальную собственность. А эта процедура требует времени.

Есть в регионе такие муниципальные образования, у которых, по документам, дорог нет вообще, соответственно, и денег в их фонды в этом году не поступило.

Поэтому в настоящее время местные власти активно работают над созданием реестра своих дорог, чтобы иметь перспективу хоть когда-нибудь проезжать в отдаленные населенные пункты по асфальту и в любое время года.