КПРФ Рязань

Мебельный «рай» с запахом фенола

Рязанцы еще не забыли дебаты, связанные со строительством храма в парке Морской славы. Напомним, что жители микрорайона Канищево на публичных слушаниях в неравной борьбе пытались отстоять часть парка с зелеными насаждениями. Не вышло.

А вот другие не менее резонансные слушания должны были состояться 24 марта. Они касались зеленой рощицы в другом конце города – поселке Агропром. На ее месте городские власти предложили создать мебельное производство. Со всеми вытекающими отсюда смолами, фенолами, шумами и очередным уничтожением несанкционированно выросших деревьев.

Жители решили не допустить возникновения мебельного кластера на зеленом участке отдаленного микрорайона и явились в малый зал гордумы. Люди были настроены отстаивать свою точку зрения. Однако комиссия по проведению публичных слушаний под председательством Владислава Фролова перенесла процедуру на неопределенное время.

Выросло без разрешения

В феврале жители улицы Загородная поселка Агропром узнали, что вскоре непосредственно под их окнами может появиться мебельное производство и что уже назначены публичные слушания по проекту очередных изменений в Генеральный план города.

Дело в том, что территория улицы находилась в двух функциональных зонах разрешенного использования земельных участков – зоне застройки жилыми домами и зоне военных и прочих режимных объектов. Целью слушаний было принятие решения о переводе участка в зону промышленных объектов и складских помещений. Действительно, до 2010 года в поселке располагалась некая воинская часть, канувшая в Лету во времена печально известной «сердюковской» реформы.

Освободившаяся территория без разрешения свыше заросла деревьями и кустарниками, а жители поселка (опять же без согласования с властями) самовольно начали совершать там пешие прогулки. Особенно радовала горожан березовая аллея, которую они мечтали благоустроить. Увы, возникшая в поле рощица никак не зарегистрирована официально и не является зеленой зоной города.

После назначения даты публичных слушаний агропромовцы изучили план и выяснили, что мебельное производство будет располагаться рядом с жилыми домами, прямо через двор, ширина которого не достигает и 50 метров. То есть дети играют в песочнице, бабушки сидят на лавочке, а за забором работает производство.

Местные жители забили тревогу, начали собирать подписи против перевода земли в зону промышленных предприятий и коммунально-складских организаций, а также обратились к журналистам нескольких рязанских СМИ. Их петицию против застройки поддержали в Интернете более 500 горожан.

Соловьи и ночная химия

Уже на подъезде к поселку меня посетила вселенская грусть: металлические ангары, грузовики, электроопоры и глинистая грязь – вот что окружает эту окраину Рязани. Это если не считать фарного и фарфорового заводов, а также не относящегося к разряду экологически безвредных химического предприятия «Сплав».

Что характерно: никакие доклады о наращивании темпов благоустройства города не могут убедить жителей Агропрома в том, что в их районе имеется инфраструктура, присущая XXI веку. Радостей у местных всего три: детский сад на 100 мест, самодельная клумба при въезде в поселок и та самая несанкционированная березовая рощица.

«У нас в роще соловьи поют! – утверждали жители, вышедшие на встречу с журналистом. – А больше никаких радостей. Окна ночью не можем открыть, потому что все производства “сбрасывают химию” именно в ночное время. Мы и так задыхаемся – в прямом смысле слова. А что будет после вырубки этого зеленого пятачка? Одно время здесь были зеленые луга, потом построили “Зельгрос” и природный овраг с ручьем завалили глиной».

Местные рассказали еще одну «страшилку», доставшуюся в наследство от советского времени. На засекреченной воинской части располагался склад горюче-смазочных материалов, на территорию постоянно заезжали военные грузовики – для заправки. По словам бывших работников, ГСМ часто проливались на землю, и не понемногу, а десятками литров. Какое-то время граждане даже и не предполагали, что на этом месте может появиться хоть какая-то, выражаясь жаргоном военных, «зеленка». Появилась. Но может снова исчезнуть.

В процессе сбора подписей, по словам активистов, выяснилась одна важная деталь: жители боятся выступить против. Слушания – они на то и публичные, чтобы высказать свое мнение, но в городе витает слух о существовании черного списка горожан. В этот «расстрельный» список попадают те, кто хоть раз не поддержал инициативу властей. Они будут уволены и больше никогда не найдут работу в этом городе. Поэтому некоторые жители поселка – сотрудники бюджетных организаций – ставить свою подпись отказались. На всякий случай.
К тому же на одном из интернет-ресурсов еще до проведения слушаний появилась любопытная публикация. Жителей обвиняют в том, что их якобы используют некие «нацпредатели» и представители «пятой колонны», чтобы не допустить развития экономики Рязанской области посредством протеста против мебельного кластера.

Фальстарт и незачет

На слушания жители поселка явились во всеоружии: сфотографировали предполагаемый участок местности, а также распечатали фотографии, нарисовали схематичные карты с указанием близлежащих предприятий. Заготовили вопросы членам комиссии и слова, которые произнесут в защиту рекреационной зоны, внезапно возникшей на территории бывшей воинской части.

Как говорится, «ничто не предвещало». Слушания начались как обычно: было обнародовано, когда и где размещалась информация о предполагаемом инвестиционном проекте и дате публичных слушаний, оглашен список членов комиссии (все представляют партию «Единая Россия» – Прим. авт.). Также было сказано, что в комиссию поступило 10 коллективных обращений от жителей Агропрома, в которых те изложили аргументы против строительства кластера под их окнами.

Про обращения рязанцев, ратующих за строительство производственных объектов, не было сказано ни слова. Вот тут главный рязанский архитектор Наталья Харибутова и попросила объявить перерыв в слушаниях и перенести их на более позднее время. «Это когда у нас пахотный сезон на дачах начнется?» – попытались уточнить из зала, но вопрос не был услышан.

Присутствующим лишь пояснили, что слушания могут быть проведены не позднее 20 мая. В качестве пояснения Харибутова сообщила, что с инвестором нужно провести дополнительную работу: уточнить границы защитной зоны внутри промышленной зоны и выяснить окончательно степень опасности потенциального производства. Сам инвестор так и не был назван.

Начальник управления благоустройства и дорожного хозяйства Рязани Ольга Свинцова, в свою очередь, сообщила, что понятие «кластер» необязательно подразумевает высокую степень опасности. Что это «предприятие полного цикла», в данном случае будет производиться мебель под ключ – с нуля до производства и складирования.

Как и следовало ожидать, приглашенные на слушания жители Агропрома громко возмутились таким поворотом событий и запланированные ранее прения сторон все же состоялись в формате балагана. «А для чего вы нас позвали?», «У нас не так много времени, чтобы каждый раз приезжать из такой дали!», «Испугались, что много народу пришло протестовать!», – слышались выкрики, тонувшие в общем шуме.

Представитель жителей поселка попросил слова и задал конкретный вопрос: «Нас пригласили на слушания по поводу перевода земли из зоны военных объектов в зону промышленных предприятий и складских помещений. Мы проголосуем против, и вам не понадобится ничего выяснять у инвестора. Так давайте проведем слушания. Почему вдруг объявлен перерыв, что не так?»

Вместо ответа председательствующий предположил, что молодому человеку просто «захотелось поговорить».

Высказался и рязанский экоактивист Андрей Петруцкий: «Эта отсрочка нужна, чтобы “нарисовать” подписи в пользу строительства, прецеденты уже были». Он предложил «законсервировать» подписи и количество присутствующих на слушаниях. «Чтобы не получилось, что в следующий раз появятся тысячи подписей за и столько же купленных присутствующих!» – сказал он. Владислав Фролов пояснил, что приходить на слушания и высказывать свое мнение, в том числе в виде подписей, имеет право каждый рязанец.

Явившийся на слушания ветеран Великой Отечественной войны, бывший «строительный начальник», обвинил комиссию по слушаниям в элементарной неподготовленности и громогласно сообщил, «что в свое время снял бы с должностей безо всякого суда». И, несмотря на ранее произнесенные Владиславом Фроловым извинения за перенос слушаний, снова потребовал извинений.

Слушания не состоялись. Но старожилы Агропрома посчитали, что все не так плохо, ведь им разъяснили, что жители вправе обратиться в городскую администрацию с инициативой проведения других слушаний – по переводу бывшей воинской части в зону озеленения. Чем они и займутся, по словам активистов, в ближайшее время.

domostroymedia.ru