КПРФ Рязань

Парковки, гаражи и миражи

Мест нет!

Борьба с неправильно припаркованными машинами в областном центре становится все острее. Казалось бы, в этой сфере городской жизни давно пора навести порядок. Однако, вероятнее всего, эта борьба не принесет ожидаемых результатов. Ведь в большинстве случаев у автовладельцев просто нет альтернативы парковкам на обочинах, газонах и во дворах. Если верить статистике, то сегодня во владении горожан находится почти 150 тысяч легковых автомобилей, и обеспечить всех законными местами хранения и парковки Рязань просто не в состоянии.

Условно проблему автостоянок можно разделить на две составляющие. Первая – «ночное» хранение авто, то есть место «постоянной» прописки железного коня на период, когда его хозяин пребывает дома или не пользуется автомобилем. Вторая – условия временного паркинга возле офисных, торговых зданий и социальных учреждений. Над решением как первой, так и второй задачи городские власти работают по мере сил и возможностей. Принимать в этом участие вынуждены и горожане.

Когда наличие личного автомобиля перестало быть свидетельством достатка, в областном центре как грибы после дождя стали появляться платные автостоянки. И все же быть владельцем такого бизнеса, как предоставление «ночлега» для автомобилей, было выгодно лишь до того момента, пока легковые машины не перестали привлекать любителей легкой наживы.

Еще 15 лет назад оставленная на ночь под окнами дома легковушка утром могла оказаться без колес, аудиоаппаратуры и т. д. И это в лучшем случае. В худшем машина вообще могла исчезнуть в неизвестном направлении. Именно поэтому, приобретая автомобиль, каждый старался незамедлительно либо обзавестись гаражом, либо занять местечко на ближайшей к дому платной охраняемой автостоянке. Кстати, сделать и то и другое было непросто.

Свободных мест, как правило, не было, например, на автостоянках нередко «прописывались» по знакомству. Тогда же в Рязани стали появляться новые гаражные кооперативы. Правда, как выяснилось позже, многие из них были построены полулегально. Муниципальная земля, на которой быстро возводили типовые боксы, часто была не оформлена, в лучшем случае – предоставлена в аренду на ограниченный срок, в результате чего многие нынешние собственники автодомов находятся в весьма неустойчивом положении: срок аренды земли истек, и какова дальнейшая судьба гаражного кооператива, неизвестно.

Вместе с ростом уровня благосостояния граждан изменилось и отношение к автомобилям, в частности, к их хранению. Сегодня, покупая машину, мало кто озадачивается проблемой создания условий для ее сохранности.

Лень и экономия

Приобретение стационарного гаража – покупка, требующая состояния, и зачастую большего, чем стоимость машины. Например, типовой капитальный кирпичный бокс площадью 24 квадратных метра, расположенный на пересечении улиц Высоковольтная и Дзержинского, продают за 830 тысяч рублей. Аналогичный, но на улице Бутырки, стоит 650 тысяч рублей. На окраинах города, например, в поселке Юбилейный, можно поторговаться и найти гараж за 350 тысяч. Но здесь он нужен лишь тем, кто проживает в микрорайоне.

Учитывая мобильность рязанцев, активный рынок съемного жилья, постепенную реализацию потребности в улучшении жилищных условий, «привязывать» автомобиль к одному месту не имеет смысла. Платные организованные парковки также утратили актуальность. Несмотря на то, что в областном центре нам удалось насчитать их чуть более 60, многие из них пустуют.

Причин тому несколько. Первая – избалованность рязанцев. Все настолько привыкли к экономии времени и сил, что тратить время на поход за автомобилем, пусть даже «ночующим» недалеко от дома, никто не хочет.

Вторая причина – экономия средств. Средняя цена суточного пребывания на автостоянке в областном центре составляет 100-150 рублей. Таким образом, в месяц автостоянка обойдется в 3-4,5 тысячи рублей. Зачем платить такие деньги, когда есть экономвариант в виде парковки в собственном дворе на зеленом газоне? Тем более что время тотального автоворовства, к счастью, кануло в Лету. И не только по причине роста благосостояния граждан, но и благодаря новым технологиям поиска – камерам слежения и навигационным системам.

Лекарства против хаоса

Таким образом, рязанские дворы в настоящее время оказались под завязку заполнены продукцией автопрома всех мастей, что, безусловно, не устраивает не только «безлошадных» сограждан, но уже и самих владельцев машин.

Каждый старается «застолбить» место под окном, деревом или кустом, парковочные войны стали приобретать самые неожиданные формы, проблемам хранения автотранспорта уделяется все больше внимания на всех уровнях власти, но решить задачу пока не удается.

Городская власть пошла навстречу пожеланиям особенно недовольных хаотичными парковками рязанцев и  весной прошлого года приступила к реализации конкретных административных мер. Так, в течение последних 12 месяцев в областном центре были демонтированы 1052 незаконно установленные парковочные конструкции, из них только 149 – с согласия жильцов. В наступившем году администрация ликвидировала уже 55 незаконных дворовых парковок. Происходит это так: одни жильцы незаконно устанавливают такие конструкции во дворах, в том числе на газонах, другие жалуются в администрацию.

Впрочем, есть способ узаконить «газонную» парковку. Для этого необходимо оформить придомовой земельный участок в общедолевую собственность многоквартирного дома, а затем решением общего собрания собственников жилья обустроить парковку. В этом случае вопросов к автовладельцам не будет.

Между тем даже этот способ не в состоянии решить проблему. Чтобы упорядочить процесс парковки и хранения личных автомобилей, к данной задаче нужно подходить комплексно: предоставить максимум предложений автовладельцам, как говорится, на любой вкус и кошелек. Если условия хранения автомобилей будут приемлемы для широкого круга горожан, то хаотичные парковки, очевидно, исчезнут сами собой.

Наибольшие трудности с отсутствием организованных парковок испытывают жители старого фонда, так как парковки здесь не были предусмотрены изначально. Кстати, в период кампании по благоустройству дворов (2011-2013 годы) дорожников обязывали по согласованию с жителями обустраивать и мини-парковки.

Все жилье, возводимое в Рязани, еще на стадии проектного решения должно располагать и, как правило, располагает парковочными местами в количестве 30% от числа квартир. Конечно, места всем страждущим не хватает. Застройка в центре города уже в принципе невозможно без подземного паркинга. Правда, по словам представителей девелоперского бизнеса, создание подземного паркинга – дело накладное и нерентабельное. Есть мнение, что дешевле построить дом, чем паркинг под ним.

Еще в прошлом году застройщики Рязани обсуждали эту актуальную проблему на заседании круглого стола, инициированном газетой «Дом.Строй». С одной стороны, подземный паркинг позволяет сэкономить площадь земельного участка. С другой стороны, покупатели квартир не готовы платить за паркинг даже по себестоимости, которая в среднем составляет 500 тысяч рублей за место.

Пытаясь вернуть затраченные деньги, застройщики все чаще принимают решение сдавать места в подземном паркинге в аренду, но и эта мера полностью не решает проблемы. Во-первых, паркинг начинает заполняться на 4-5-й год после ввода дома в эксплуатацию, когда заселяется большинство семей, купивших квартиры. Во-вторых, арендуют места жильцы не только этого дома, но и соседних зданий, что неред-ко приводит к конфликтам, связанным с затратами на содержание паркинга.

Кроме того, отказ приобретать парковки связан и с дороговизной их последующего содержания, которое в месяц обходится не менее чем в тысячу рублей.

Между тем создавать платные автостоянки, которые широко использовались еще совсем недавно, по уверениям застройщиков, невыгодно, их срок окупаемости – не менее 10 лет.

Мысль материальна…

Впрочем, выход из сложившейся ситуации ищут. Есть предложения выделять под автостоянки пустыри, заброшенные участки и совместными усилиями строительных компаний и администрации создавать доступные рязанцам парковки. Правда, и этот вариант имеет свои минусы.

Предположим, что большая парковка будет обслуживать сразу несколько жилых домов, где общее количество квартир составит порядка 2,5 тысяч. Выезды и въезды в этот «гараж» приведут к коллапсу в утренние и вечерние часы.

Еще одно предложение – бюджетное субсидирование строительства подземных парковок как социально значимых объектов. Правда, учитывая дефицит бюджетов – федерального и регионального, не говоря о муниципальном, надеяться на реализацию этого варианта в ближайшее время неразумно. 
В свое время из уст рязанских застройщиков звучало предложение о подготовке обращения в Госстрой. Представители строительных компаний просили изменить требования к обустройству паркингов в жилых домах.

Одним из решений проблемы может стать перенос так называемых красных линий при проектировании жилья, тем самым расширятся территории, отведенные вокруг домов под парковки.

В настоящее время ни одна из вышеназванных идей не получила серьезного развития. Но если принять за основу, что любая мысль в конечном итоге материализуется, надежда на упорядочение рязанского автомира есть.

Опубликовано в №15 еженедельника "Дом.Строй"