КПРФ Рязань

Прокурорские истории Виталия Сергеевича Толстова

Чтобы перечислить все регалии сегодняшнего героя нашей рубрики «Нерабочее настроение», потребуется, пожалуй, несколько страниц. Виталий Сергеевич Толстов – коммунист, полковник в отставке, в прошлом – прокурор и разведчик, заместитель председателя регионального Совета ветеранов, член Союза журналистов, член Рязоблизбиркома. Виталий Сергеевич – не только свидетель многих важнейших исторических событий, но и активист Советского райкома КПРФ.

Без его участия не обходится ни одно значимое патриотическое мероприятие в Рязани. Накануне 90-летнего юбилея он продолжает вести активную общественную деятельность, работает с молодежью, проводит встречи с комсомольцами, пишет статьи и готовит к публикации собственную книгу. Не забывает Виталий Сергеевич Толстов и о любимом увлечении – рыбалке. Ему нравится активно отдыхать, а также общаться с внуками, правнуками и праправнуками.

Экстремальное детство

Накануне Дня защитника Отечества наш корреспондент отправилась в гости к В.С. Толстову, чтобы лично поздравить его с наступающим праздником, побеседовать с ветераном о его непростой, но интересной жизни. При входе в зал взгляд сразу упал на китель, полностью увешанный многочисленными наградами. В серванте – любимые фото Виталия Сергеевича. На одной он еще совсем молоденький курсант, на другой снят с женой Еленой, а рядом – целая галерея снимков со знаменитостями, например, народными артистами Владимиром Зельдиным и Элиной Быстрицкой, главой избиркома Владимиром Чуровым, министром обороны Сергеем Шойгу и другими известными людьми.

«Я везде хожу с фотоаппаратом и за всю свою жизнь сделал более 3 тысяч снимков», – рассказал Виталий Сергеевич, указывая на огромную стопку фотографий, лежавших в углу комнаты. Сейчас бравый ветеран приобрел и освоил компьютер, поэтому новые фотографии хранит уже в электронном виде.
Удивительно, как простой мальчишка из бедной семьи, рано лишившийся отца, сумел не потеряться и не прогнуться под напором жизненных обстоятельств, а, напротив, стал успешным и деятельным человеком.

– Расскажите о своем детстве. Как впечатления и события тех далеких лет повлияли на Вашу дальнейшую жизнь?
– Я родился 7 апреля 1925 года в Смоленской области и был самым младшим из шести детей. Год спустя умер отец, матери было очень тяжело тянуть нас одной. В поисках лучшей жизни наша семья в 1929 году переехала в город Бежица, который сейчас является одним из районов Брянска. А тогда это был вполне самостоятельный рабочий городок с одним из крупнейших в стране паровозостроительных заводов. Мама и старшие братья и сестры трудились там.

Первое время мы жили в ночлежке, примерно такой, какая описана в произведении Горького «На дне». Потом кто-то из рабочих сказал матери, что освободился барак, предложил пожить там. Вскрыли маленький замочек и самовольно заселились туда. В том бараке была кухня, единственная маленькая комната и большая печка. Какое-то время жили спокойно, а однажды в наше жилище нагрянул прокурор и стал зачитывать постановление о выселении.

Мы с сестрой стали громко рыдать, да так, что услышали соседи и сразу прибежали к нам. Узнав, в чем дело, рабочие набросились на прокурора с яростными упреками: «Вы кого выселяете?! Это же нищие люди, многодетная мать, а вы выгоняете их на улицу!» Увидев такой отпор, прокурор ушел и больше никогда не приходил к нам. А я всю жизнь был благодарен тем простым рабочим, которые отстояли наш дом. Ведь, не случись этого, кто знает, как бы сложилась наша жизнь?

Несмотря на нищету и трудности, мы были очень сплоченными, между братьями и сестрами никогда не было драк, даже в детстве. Все мы с удовольствием учились в школе – только в этом видели шанс выйти в люди. В свободное время мы, школьники, озеленяли город, сажали аллеи деревьев, кустарники.

А еще при школе был создан замечательный хор, представьте себе, в 150 человек. Мы знали все патриотические песни того времени, без наших выступлений не обходился ни один городской праздник.

Эти песни Виталий Сергеевич пронес через всю войну, а в наше время продолжает с задором исполнять даже перед рокерами и панками! 

С песней «Кто привык за победу бороться, с нами вместе пускай запоет…» из кинофильма «Дети капитана Гранта» он сорвал овации на рок-фестивале «Нашествие», который проходил под Рязанью в 2006 году. «Да, этот чумовой дед всем молодым фору даст!» – шептались парни с ирокезами во время выступления Виталия Сергеевича Толстова.

Защитник столицы

С министром обороны Сергеем Шойгу

В 1940 году семья Толстовых переехала в Москву. Здесь же Виталий Сергеевич окончил 8-й класс.

– Вышел закон, по которому, чтобы учиться дальше, необходимо было заплатить 150 рублей, – рассказал он. – Таких денег в нашей семье не было.

– Как Ваша семья смогла пережить оборону Москвы?
– Бомбить город начали в ночь с 22 на 23 июля. Мама погибла в первый же день бомбежки… Я, 16-летний парень, попал в действующую армию. Сначала работал в госпитале, затем в штабе сбора сведений госпиталей. Целый день носился с донесениями с одного конца Москвы на другой. Однажды днем объявили тревогу, остановилось метро, люди стали спускаться в него как в бомбоубежище. А у меня в руках важное донесение! Тогда я спрыгнул прямо на рельсы и пошел по ним в нужном направлении. Днем я выполнял поручения, а ночью дежурил на крыше своего дома и тушил зажигательные бомбы, которые немцы сбрасывали на Москву. Отсюда были видны Театр Красной Армии и Кремль. После бомбежки горели деревянные дома, кругом огонь, и казалось, что звезды Кремля тоже были в огне. Страшное зрелище!

Однако к утру пожары были полностью ликвидированы. В городе не было паники, как пишут некоторые, но в воздухе висело напряжение. Когда немцы подошли к столице на 15 километров, в городе было введено осадное положение. Москва словно ощетинилась: были выкопаны окопы, построены баррикады, выставлены «ежи» – город готовился к уличным боям.

Но враг отступил. Большую роль в этом сыграли не только защитники города. Сама природа словно помогала им: Москву затянуло облаками, которые сделали полеты и бомбежки невозможными, да и к сильным морозам, рано ударившим в тот год, немцы оказались не готовы.

Когда началось контрнаступление советских войск, Виталия Сергеевича направили на учебу в школу техников-связистов, а затем – в 1-е Московское пехотное училище. День Победы он встретил уже в столице Венгрии – Будапеште. Затем была служба в разведке, работа в прокуратуре. За свою жизнь он успел поработать в Австрии, Румынии, Чехословакии, Венгрии, на Украине. И везде за ним следовала любимая супруга Елена.

«Познакомились мы в Москве, когда я учился на третьем курсе, – вспоминал он. – Как-то гулял по городу с товарищем, а навстречу нам шли две девушки. Мы подошли, познакомились. Одна из них и стала моей супругой. Вместе с ней мы прошли гарнизоны, постоянные переезды. И она никогда не говорила мне, мол, я москвичка и хочу жить в столице, – это уже не любовь. Жена должна следовать за мужем, тогда семья будет по-настоящему крепкой».

Танго смерти

Первое детское фото
(Виталий справа)

– Расскажите, жизнь в каких городах Вам особенно запомнилась?
– В свете последних событий на Украине мне вспоминаются дела, которые я вел в 60-е годы (в то время я жил там и работал в военном трибунале). Все, что происходит сейчас в этой стране (убийства, марши с фашистскими знаменами), совсем не ново. Во время войны там творились ужасные вещи. В концлагере под Львовом самым жестоким образом были расстреляны более 200 тысяч человек. На сцену выходили арестованные, которые играли на музыкальных инструментах. Перед сценой выкапывался глубокий ров, и, пока артисты играли, партию заключенных подводили к нему и расстреливали. Тела закапывали, а после этого убивали одного музыканта. Так продолжалось до тех пор, пока весь оркестр не был уничтожен.

И самое чудовищное, что стреляли в заключенных не немцы, а свои! Этих завербованных пленных называли «вахманы». Их ловили долго – целых 20 лет они жили безнаказанно, надеясь, что кровавые преступления сойдут им с рук. Но в итоге все они были арестованы и расстреляны.

Другое похожее дело я вел в Одессе. Там судили участников батальона «Нахтигаль», который во время войны был сформирован немцами из ребят 15-17 лет, живших на оккупированных территориях. Этих подростков нарядили в фашистскую форму, дали деревянные автоматы и в таком виде, со свастиками на рукавах, они маршировали по деревням.

А однажды немцы пригнали в город «санитарные машины» с красными крестами, которые оказались газовыми камерами. И тогда подросткам вместо игрушечных вручили настоящие автоматы, с помощью которых они загоняли пленных в душегубки на колесах. Может быть, преступления этих юнцов остались бы нераскрытыми, если бы во время войны к нам в руки не попал немецкий архив, в котором содержались имена всех членов батальона.

Найти всех удалось спустя несколько лет. Многие из них к тому времени имели награды, были комсомольцами. Никто и не подозревал, какое темное прошлое у этих ребят. На суде они все как один раскаивались в содеянном, говорили, что были слишком молоды и не понимали, что творят. В итоге каждый из них получил по 10 лет тюрьмы.

Ветеран признался, что после завершения этих громких процессов на него началась настоящая охота. Поэтому он был переведен в Рязань, где проработал прокурором до 72 лет и вышел в отставку в звании полковника.

«Какие мои годы!»

С главой Центризбиркома Владимиром Чуровым

Но и на пенсии ему не до отдыха. Виталий Сергеевич ведет активную общественную работу, его знают и фронтовики, и школьники, которым он во время открытых уроков рассказывает о войне. Когда слушаешь речи, полные искренних чувств и живых эмоций участника событий, получаешь колоссальный заряд энергии.

– Какие события последних лет Вашей жизни оставили наиболее яркие впечатления?
– Самым знаменательным событием стал Парад Победы в 2008 году, в котором меня пригласили принять участие. Мы сидели на трибунах, мимо нас стройными колоннами шагали молодые бойцы, шла тяжелая техника, в небе летели самолеты. Самая большая награда для меня – видеть мощь нашей страны, в которой в такие минуты вряд ли кто-то может усомниться.

Ну а в будущем В.С. Толстова, возможно, ждет еще одна награда, на этот раз – от любимого города. Не так давно его представили к званию «Почетный гражданин города Рязани», и, возможно, на кителе бравого ветерана скоро появится еще одна награда.

– Виталий Сергеевич, Вы в прекрасной физической форме, и 90 лет Вам ну никак не дать! Скажите, в чем Ваш секрет?
– Я всегда любил спорт и подвижные игры: летом играл в лапту, зимой бегал на лыжах. До сих пор хожу в походы, сплавляюсь на байдарках. А уж такого рыбака, как я, во всей области не найдете! Я пишу стихи о жизни, сейчас планирую издать книгу. Многие назовут ее автобиографией, но только моя биография – это история страны, которую я видел собственными глазами. А еще решил освоить баян – какие мои годы! Нотную грамоту выучил, думаю, что скоро смогу не только петь, но и аккомпанировать.

Но сейчас перед Виталием Сергеевичем стоит новая «боевая задача» – разместить и накормить всех тех, кто 7 апреля придет поздравить его с 90-летним юбилеем, а это десятки людей не только из Рязани, но и из столицы. Думаю, что и с этой задачей ветеран успешно справится.

Опубликовано в №07 еженедельника "Дом.Строй"
(от 25.02.2015г.)