КПРФ Рязань

Так они введут налог на песню

 Газета «Советская Россия» об очередных безумствованиях горе-демократов.
 Все готовятся к празднику, разучивают новые песни и вспоминают бессмертные старые. Можно ли петь? Что за дикий вопрос… Погодите. Председателю правительства Российской Федерации В.В.Путину полетело предпраздничное и взволнованное письмо: «Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Обратиться к Вам вынуждает тревожная ситуация, сложившаяся в сфере охраны авторских прав. В течение последнего времени мы стали свидетелями целого ряда предвзятых публикаций в СМИ и интернете, направленных против существующей в России системы защиты интеллектуальной собственности. По сути, в ряде СМИ звучат сомнения в целесообразности существования самого института авторского права, а это означает, что нас, деятелей культуры, пытаются лишить законного куска хлеба. 
Для большинства российских авторов получаемое вознаграждение является единственным источником средств к существованию и позволяет выживать и творить в наше непростое время. Основным механизмом существующей в России системы защиты наших интеллектуальных прав является созданная самими авторами общероссийская общественная организация Российское авторское общество (РАО), членами которой являются более 20 000 отечественных деятелей культуры».
 Замечу, что и я вхожу в их число, никакого сомнения в целесообразности РАО не вижу и не высказываю, но честно скажу, что разделил гнев и недоумение тех, кто прочитал о самарском хоре ветеранов. Именно скандальный инцидент, выплеснувшийся в СМИ и интернет, и назван в письме «предвзятыми публикациями». Названия песен из концертной программки стали материалами в деле, заведенном приволжским филиалом Российского авторского общества: «В отношении исполнения песен на русском языке (?! – А.Б.) «Лен мой, лен», «От героев былых времен» и «Смуглянка» была предъявлена претензия к администрации», – объясняют ревностные блюстители авторских прав. Этого рвения не понял, по сути, никто из нормальных людей.
 «Для правомерности исполнения этих произведений администрация района должна была получить на это разрешение, заключив лицензионный договор с Российским авторским обществом. Этого сделано не было», – утверждает Олег Патрин, заместитель генерального директора Российского авторского общества. То есть это претензии не к хору, говорят защитники авторских прав, а к тем, кто концерт организовал. Я разговаривал с Олегом Владимировичем как подопечный РАО и председатель песенной комиссии Союза писателей России. Мы проводим немало патриотических вечеров и фестивалей, бываем благодарны администрациям и спонсорам, которые находят скромные средства, чтобы состоялся праздник, чтобы молодые услышали песни военной поры или песни советских лет, ушедшие в народ. Патрин сослался на постановление правительства №218 за подписью Виктора Черномырдина, по которому за исполнение песен и на бесплатных мероприятиях авторам надо платить. Существуют и потолочные во многом ставки: процент от сметы мероприятия, как объяснил он. Но я лично участвовал в мероприятиях, у которых вовсе не было сметы. Например, мы проводили вечер памяти моего учителя Льва Ошанина. Центральный зал литераторов выделил задаром Малый зал, пришли многие исполнители – от Владимира Патрушева до покойной Валентины Толкуновой, которым и в голову не пришло бы заикнуться о вознаграждении. Но песни-то звучали самых разных композиторов, причем прямо рядышком с РАО. Значит, они могли бы прознать и выкатить дирекции ЦДЛ, пошедшей навстречу нам, организаторам, круглый счетец? Это же просто позор!
 Такие слова прозвучали во многих публикациях, потому, наверное, и появилось на свет письмо Путину за подписью тех, кого якобы «лишают куска хлеба». Не хочу называть достойные имена, не хочу повторяться и писать о том, что авторское право тихой Швейцарии не годится для России: у нас кто-то погибал на передовой, а кто-то получал бронь, паек и госзаказ – писать песни! Потом обласканные авторы получали даром, в отличие от европейцев, шикарные дачи, зарубежные поездки, Колонный зал с телезаписью. Так что тут – общенародные деньги и права. Но вернемся к инциденту, который все равно потребовал обсуждения. Оскар Фельцман, написавший музыку к песне «Фронтовики, наденьте ордена», пытался найти объяснение самарской истории. «Если это целиком общественное мероприятие, то никаких денег никто никому не должен. Мы должны только ветеранам поклониться и сказать: спасибо вам за вашу жизнь», – говорит старый композитор, который сам уступил все свои авторские права одной фирме. «Это нонсенс! Совершенно недопустимо, чтобы с тех, кто несет чудную песню народу и поет песни Великой Отечественной войны, кто-то брал мзду.
 Я считаю, что тут просто маразм крепчает. Дело дошло до полной глупости», – заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Состоялось апрельское заседание Комитета по культуре Государственной думы. «Очередное, просто рабочее», – как говорят сотрудники аппарата. Но на нем присутствовали представители Российского авторского общества, а также Александра Пахмутова, Андрей Эшпай, Юрий Антонов, Владимир Матецкий и другие поборники сплошной оплаты. По Первому показали злую реплику Антонова, который обозвал кого-то пиратами и все подхватили главный посыл: «Надо платить!» Кто ж против, если речь идет об использовании, звучании на коммерческом поле? Однако про самарских ветеранов помнили и, хоть обвинили СМИ в спекуляции на еще, мол, сентябрьской истории, предпраздничные поправки внесли.
 Николай Расторгуев – представитель группы «Любэ» в Госдуме дал жалостливое интервью газете «Известия»: «Нельзя свободно творить, если в голове только мысль о куске хлеба. Нужно понимать, что твой труд нужен, а это выражается и материально. И вообще это подловато укрываться за спинами ветеранов. Они в тяжелое время не прятались за спинами товарищей. А сегодня ими прикрываются, чтобы не платить то, что положено по закону». Кто прикрывается, завклубом, что ли?
Корреспондент уточняет: «После этой истории стали говорить о поправках, которые по инициативе РАО могут быть внесены в законодательство. Вы, как депутат Государственной думы, в курсе?» Расторгуев, как новоиспеченный законодатель, сообщает: «Разумеется. Речь идет об изменениях, согласно которым песни военных лет на мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, можно будет петь без выплаты авторских отчислений. Каждый год».
 Что, прямо в закон этот широкий жест запишем – каждый год и бесплатно, словно это каша из полевой кухни. Спасибо, господа… Но в будущем году мы будем отмечать 70-летие битвы под Москвой. Как быть ветеранам и организаторам скромных торжеств – платить за песню «Мы не дрогнем в бою за столицу свою»? Прыгающий марш Газманова «Москва! Звонят колокола» можно и не петь, а вот официального гимна Москвы «Дорогая моя столица» жалко. Может, мэр Лужков выкупит у РАО право на бесплатное исполнение этой песни хотя бы на годы вперед, пока еще будут понимать слова: «И в сердцах не умрут 28 самых лучших твоих сынов»? С таким-то законодательством и телевидением скоро будут спрашивать: «Кто это 28?»
 Вообще хочу напомнить депутатам, что у нас 16 Дней воинской славы России. Они были приняты Федеральным законом Российской Федерации «О Днях воинской славы (победных днях) России» еще 15 лет назад. И где-то особенно торжественно отмечается Сталинградская битва (Александра Пахмутова – дочка Сталинграда – тоже подписала это письмо: можно петь ее песни ветеранам?), а где-то со слезами вспоминают снятие блокады Ленинграда. Давно уже Станислав Пожлаков написал песню на мои стихи о старшем брате-герое. Если ее вспомнит кто-то из ветеранов и споет, к моему счастью, организаторам тоже надо платить? Я заранее отказываюсь!
 Страсть к наживе, к получению денег любым путем затмила разум, душевные порывы, взгляд в завтрашний день. Ветеран войны Андрей Эшпай тоже вяло поддерживал энергичных мужчин из РАО, а нет бы ему загрустить, что давненько не звучит его песня на стихи Евгения Винокурова «Москвичи»: «В полях за Вислой сонной». Эх, как бы к месту она на фоне Катыни сегодня прозвучала! Но, может, в эфир не ставить, чтобы авторские не платить? Вот в чем трагедия – в лишении народа духовного хлеба, а Расторгуеву, если ему не хватает гонораров и депутатской зарплаты на хлебушек, мы скинемся…
 Но на 9 Мая хозяева жизни нам разрешили – напойтесь вдоволь!

Александр БОБРОВ.