КПРФ Рязань

Уголовный кодекс для управляющих компаний

Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект о лицензировании деятельности управляющих компаний (УК). Предполагается, что документ вступит в силу уже с 1 сентября текущего года.
Между тем дискуссии о целесообразности введения такой жесткой меры для организаций, управляющих жильем, продолжаются. Участники рынка жилищно-коммунальных услуг уверены, что закон необходимо дорабатывать, так как ряд его положений может попросту уничтожить еще не окрепшие рыночные отношения собственников и обслуживающих организаций.

Иногородним здесь не место!

Закон предписывает, что лицензия будет предоставляться без ограничения срока ее действия и функционировать на территории только того субъекта РФ, где ее выдали. Иногородние управляющие компании не смогут «зайти» на рязанский рынок, так что, например, УК «Славянка», обслуживающая сегодня подведомственный Министерству обороны жилой фонд, вероятнее всего, работать в Рязани уже не сможет. Кроме того, в приложении к лицензии будут указаны адреса всех домов, которыми компании разрешено управлять. Соответственно, если собственники какого-либо дома подумают сменить управляющую компанию, от одной перейти к другой, сделать это будет непросто.

Принять решение по вопросу выдачи лицензии орган жилинспекции должен будет в течение 30 дней с момента обращения УК. При этом лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, должны будут получить аттестат, для чего им предстоит сдавать квалификационный экзамен. То есть предполагается, что директора компаний и председатели товариществ собственников жилья должны будут подтверждать свою профессиональную состоятельность.

Закон обязывает федеральные власти создать сводный реестр выданных лицензий и дисквалифицированных лиц. Таким образом, собственники смогут пользоваться этой информацией и принимать решение о выборе управляющей компании более трезво.

Поводы для отказа

Между тем в выдаче лицензии может быть и отказано. Как гласит закон, это возможно в том случае, если у должностного лица управляющей компании есть неснятая или непогашенная судимость за правонарушения в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие, если у него нет квалификационного аттестата или если должностное лицо фигурирует в реестре дисквалифицированных лиц.

Органы жилнадзора вправе не выдавать лицензию, если компания за предыдущий год не исполнила три и более предписания надзорного органа.

Кроме того, в разрешении будет отказано, если в отношении УК возбуждено производство по делу о банкротстве или она находится в процессе ликвидации. Планируется, что лицензию также не смогут получить организации, зарегистрированные за рубежом.

Кто станет лишенцем?

Но предположим, что управляющая компания выполнила все требования закона и получила лицензию. Значит ли это, что дальше – хоть трава не расти? Могут ли лицензию отозвать? Ответ законодателя положительный. Контроль за деятельностью лицензированных управляющих компаний остается прежним, то есть довольно жестким. Если Государственная жилищная инспекция в ходе плановой или внеплановой проверки выявила, что УК нарушила лицензионные требования или нормы законодательства, она должна направить ей предписание об устранении нарушений со сроком исполнения не более чем два месяца, отмечается в законопроекте. Причем руководство жилинспекции несет административную, а иногда и уголовную ответственность, если по итогам проверки не было выдано предписание об устранении нарушений, которые впоследствии принесли вред жизни, здоровью или имуществу физических лиц.

В соответствии с предложениями авторов закона, организацию будут лишать права управлять домом, если за год ей два раза было назначено административное наказание за нарушения, допущенные при управлении многоквартирным домом. Также лицензия может быть аннулирована по решению суда. Если УК допустила за год по два нарушения в 15% домов, которыми управляет, жилищный инспектор обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании разрешения.

После подачи иска о лишении управляющей компании лицензии действие ее приостанавливается. До вступления в силу решения суда об аннулировании лицензии деятельность по управлению домами осуществляет та же организация, но расчеты за поставленные коммунальные услуги осуществляются гражданами напрямую с ресурсоснабжающими организациями.

Вот такие сложности могут возникнуть не только у управляющей компании, но и у собственников жилья. Кстати, лишить лицензии могут и председателя ТСЖ. В этом случае жильцы должны будут избрать нового и отправить его на квалификационный экзамен. А если кто-то не захочет подтверждать квалификацию и осмелится управлять домом без лицензии, его ждет штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей. Аналогичные взыскания предусмотрены за нарушение требований к порядку осуществления расчетов за коммунальные ресурсы и за нарушение требований законодательства РФ к порядку осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. В общем, учитывая сегодняшнюю неразбериху с расчетами тарифов, наши управляющие компании рискуют остаться не только без прибыли, но и без элементарных средств к существованию.

Челябинские идеи

Впрочем, данное нововведение, по мнению его создателей, имеет лишь одну цель, весьма благую: навести порядок на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг, обезопасить собственников жилья от недобросовестных управляющих компаний.

Получится ли? Давайте посмотрим на процесс лицензирования глазами получателя услуг.

Во-первых, выдача лицензий осуществляется на платной основе. Надо полагать, что «счет за этот банкет» оплатит потребитель, то есть собственник. Во-вторых, лицензирование приведет к уменьшению количества управляющих компаний. Общеизвестен факт, что любое уменьшение конкуренции на рынке влечет за собой ухудшение качества и увеличение цены.

Все вышеназванные замечания были озвучены в начале июня специалистами сферы ЖКХ из разных регионов России на прошедшем в Челябинске профильном форуме под названием «ЖКХ – новое качество». Свои предложения эксперты четко сформулировали и передали в правительство РФ.

Кроме перечисленного, профессиональные управдомы считают необходимым дополнить законопроект требованием обязать все организации, обслуживающие многоквартирные дома, открывать специальные счета, куда граждане будут перечислять средства только за потребление ресурсов.

Важность данного требования подтверждает, в частности, рязанская практика. Например, в областном центре есть такие управляющие компании, которые получают средства от населения за поставку коммунальных услуг, в том числе отопление, горячую воду, но данные средства не направляют поставщикам, а расходуют по собственному усмотрению. Спецсчет исключает возможность нецелевого использования средств.

Еще одно нововведение, предложенное на форуме, – коллегиальный принцип выдачи документа, разрешающего управление многоквартирными домами. Предполагается, что принимать решение будет не традиционная лицензионная комиссия в Государственной жилищной инспекции, а в том числе и представители профессионального сообщества и общественных организаций.

Собственникам будет дано право запрещать расторжение договора с управляющей компанией по инициативе органа жилищного надзора. Необходимо отметить, что на участие в лицензионной деятельности широких кругов общественности челябинские «форумчане» сделали особый акцент.

Еще одно требование, озвученное в Челябинске, – отмена многодомовых ТСЖ, когда в одно товарищество объединено несколько жилых объектов. Новые правила принудят такие объединения к реорганизации, иначе лицензии не получить.

Очевидно, что ясности в том, чего больше в новой инициативе – плюсов или минусов, – пока нет. Не исключено, что закон все-таки будет отправлен на
серьезную доработку.

Возможно, не в сентябре, а несколько позже, но рынок жилищно-коммунальных услуг получит по-настоящему серьезный регулятор.