КПРФ Рязань

Вывезти, чтобы не вернуть?

Над культурными ценностями России нависла угроза очередного разграбления. Депутат-единоросс А. Макаров, председатель думского комитета по бюджету и налогам, протащил законопроекты, открывающие путь упрощённому и безвозвратному вывозу российских культурных ценностей на Запад. 
 
В Госдуме стало уже традицией: в конце пленарного заседания ошарашить парламентское собрание острым или одиозным, а то и вообще дурно пахнущим законопроектом. Таких в загашниках «Единой России» – не счесть. Потому и прижилась традиция вечернего шокирующего вброса.

В среду завершал заседание господин Макаров законопроектами, от которых у многих парламентариев резко поднялось кровяное давление. Это законопроекты «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела». 

Будучи профессиональным адвокатом и ловким говоруном, умеющим выдать черное за белое, Андрей Михайлович представил инициативы (их автором стал сам Макаров, и к нему примкнула большая группа единопартийцев. – авт.), как незаменимые решения, направленные на то, чтобы «в стране были Третьяковы, Мамонтовы» и «наши культурные ценности пришли и стали доступны гражданам». Но прежде «надо убрать дикую практику», «отменить налог на ввоз художественных ценностей на территорию РФ» и поддержать частные «великолепные музеи» – приравнять их к государственным и предоставить им аналогичные льготы. 

По данным Макарова, в стране немало людей, у которых накопилось столько культурных ценностей, что они могут устроить частные (негосударственные) музеи. Есть и те, которые «хотели бы ввезти в РФ художественные ценности», но не хотят платить 18% таможенной пошлины. «Этот перекос надо устранить», – призвал коллег Макаров. 

Депутаты настороженно слушали вкрадчивую речь Макарова, но первая его идея показалась многим приемлемой: пусть и частные музеи получают такие же преференции, как государственные. 

А вот второй законопроект Макарова, касающийся ввоза и вывоза ценностей, взбудоражил думцев. Макаров предложил устранить «перекос», касающийся экспертной оценки культурных тех ценностей, которым свыше 100 лет, и тех, которым менее 100 лет. «Зачем все отдавать на откуп этим экспертам?» – удивлялся Макаров. Для более «молодых» шедевров достаточно будет мнения со стороны специального органа при правительстве РФ. И это уже вписано в законопроект. Не нужен, по мнению Макарова, и тот жесткий режим вывоза из РФ ценностей, установленный законом «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 года, целью которого было сбережение культурного наследия России независимо от возраста. По законопроекту Макарова, то, что создано менее 100 лет назад, можно вывозить по упрощенным правилам. И вообще ценности, в определении адвоката, – это «движимое имущество». Такое определение отражено в законопроекте. Хотя Андрей Михайлович в ходе полемики употреблял прежнее название. 

«Пора наводить порядок, – пафосно провозглашал единоросс. – – У России – фантастическое искусство, но в мире знают только Малевича, Шагала, Кандинского… Мы не должны лишать нашу страну возможности продемонстрировать свое достояние… Надо разрешить беспошлинный вывоз… для проведения выставок». Ввоз после вывоза, конечно, обязателен, в случае чего, может грозить уголовная ответственность, подчеркивал Макаров. Но депутаты скептически восприняли эту угрозу. Для тех, кто вывез «движимое имущество» и остался за бугром, никакие российские устрашения не будут иметь значения. Госдума от проектов Макарова была повержена в ступор. 
Очнулись, когда к трибуне вышла депутат, зампредседателя по культуре Елена Драпеко («СправРоссия»): 
– Уважаемые коллеги, я считаю, что готовится преступление против национальной культуры, против тех сокровищ, которые были накоплены столетиями на территории РФ, тех сокровищ, которые были созданы творческим трудом великих художников, коллекционеров, собирателей. Готовится преступление против современного искусства.

Мы поддерживаем приравнивание частных и общественных музеев к государственным, предусмотренное в первом проекте. Государственные музеи освобождены от налогообложения, пошлины, – мы готовы поддержать… 

Второй законопроект – чудовищный. Почему, вы думаете, он (Макаров) вынес его на пленарное заседание? Да потому, что этот законопроект, вчера внесенный, сегодня выносится на суд неспециалистов, а у профессиональной экспертизы он не выдержал бы никакой критики.  

Он (Макаров) ссылался на представителя президента, на спецпредставителя, на Швыдкого. Я хочу сослаться на президента РФ, который на заседании Госсовета подчеркивал, что государственные интересы должны быть выше интересов физических и юридических лиц».

О чем же сегодня говорят нам государственные интересы и чего хотят те, кто сегодня «пилит форточку или дверь в Европу»? 

Они хотят вывезти навсегда культурные ценности, которые они здесь скупили и накопили. Почему? Почему разделяется столетним рубежом наше культурное достояние? Да потому что все, что создано после 1916 года, это тот самый современный в 20-е, 30-е годы массив нашей культуры, который сегодня баснословно стоит на международных аукционах. Они продать их собираются, а не украшать особняки, которые накупили в Лондоне и в Риме, они их хотят продать, то есть капитализировать свои вложения в культуру.

Мы настаиваем на том, чтобы субъекты РФ рассмотрели эти законопроекты и выразили свое мнение.
 
Без внятных причин, лишь под прикрытием развития арт-рынка, принципиально меняется концепция базового закона, его основные понятия и принципы. Ни в одной конвенции культурные ценности не делятся в зависимости от возраста, 100 лет или меньше 100 лет. Там написано: ценности религиозного или светского характера рассматриваются каждым государством как представляющие значение для его культуры, истории, археологии и искусства. Это значит, что даже то, что 10 лет назад написано, но признано нами как произведение искусства, значимое для нашей страны, может быть сохранено здесь, в России, и не иметь права быть вывезенным. 
Проект полностью противоречит положениям права ЕАС, потому что договор предусматривает существование единой таможенной территории, единого режима торговли с третьим странами и контроля за вывозом культурных ценностей. Эти правила приняты всеми странами ЕАС, утверждены в 2012 году. 

Не менее гневным было выступление Веры Ганзи от КПРФ.

Она заявила, что КПРФ не поддержит ни один из законопроектов. Есть мнение, что культурные ценности могут стать «прачечной» по отмывке грязных денег, а потом быть представлены как «частные музеи». «Второй законопроект Макарова, цинично превративший достижения искусства в товар, «движимое имущество», необходимо отвергнуть безоговорочно. Это предательский замысел», – подчеркнула Ганзя. 

Но никакие осуждения и критика не подействовали на «Единую Россию». Оба законопроекта Макарова приняты в первом чтении. За «частные музеи» проголосовало 339 депутатов, воздержались только коммунисты. Бесконтрольный вывоз ценностей, которым менее 100 лет, поддержала «Единая Россия», 235 – «за», против – 198 (КПРФ, частично – справроссы и ЛДПР). 

Самое потрясающее, что за вывоз проголосовал председатель комитета по культуре, известный кинорежиссер Станислав Говорухин.

www.sovross.ru