«Путин списал все тяготы и невзгоды на кризис в США и рецессию в Еврозоне». Независимый экономист Владислав Жуковский о брешах в бюджетном п

«Путин списал все тяготы и невзгоды на кризис в США и рецессию в Еврозоне». Независимый экономист Владислав Жуковский о брешах в бюджетном пБюджетное послание президента Путина, адресованное узкому кругу особо приближенных к первому лицу высокопоставленных чиновников, по своей сути и содержанию оказалось пустым и крайне невразумительным. По сути дела, это была попытка выдать желаемое за действительное и ненавязчиво похвалить самого себя и своих подчинённых в Правительстве за «эффективную работу» во благо граждан России и его национального капитала.

Складывается такое ощущение, что это было не бюджетное послание, в котором бы указывались приоритетные направления развития отечественной бюджетной системы (этому посвящено оказалось несколько абзацев с крайне расплывчатыми формулировками), а набор оторванных от весьма грустной реальности благих пожеланий, очередных обещаний и пространных рассуждений, которые в последние полтора года кочуют из одного правительственного документа в другие.

То они всплывают в предвыборных статьях Путина, то затем озвучиваются во время президентской гонки, то формулируются во время очередного Послания президента Федеральному Собранию, то подаются в качестве панацеи от всех бед во время Прямой Линии президента с народом, от лица которого по неведомой причине выступает глубоко и люто нелюбимый подавляющим большинством населения страны и производственным сектором Алексей Кудрин – без малого трижды лучший, по мнению британских банкиров,  министр финансов мира, Европы и развивающихся стран. Судя по всему, именно за то, что на протяжении 11 лет своего пребывания на посту министра финансов обескровливал отечественную экономику, поддерживал искусственное недофинансирование несырьевой экономики, инфраструктуры и социальной сферы и финансировал научно-технический прогресс и модернизацию не внутри России, а на территории её стратегических конкурентов – в США, Евросоюзе, Японии и т.д.

Да, Путин озвучил якобы новые девять основных задач и приоритетных направлений бюджетной политики – среди них упоминаются и крайне абстрактное «обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы»; и «оптимизация структуры расходов бюджета» (под которой подразумевается дальнейшее «закручивание гаек» и урезание расходов на экономику, инфраструктуру и развитие человеческого капитала); и «развитие программно-целевых методов управления» (о которых рассуждают уже пятый год подряд); и «принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы» (что на фоне провала пенсионной реформы и нищенских пенсий выглядит откровенным издевательством); и «создание новых механизмов финансирования инфраструктуры» (в условиях «бюджетного правила» и приверженности политики накопления «гробовых денег» в Резервном Фонде и ФНБ выглядит откровенной фикцией); и «переход к формированию государственного задания на оказание государственных услуг» (позволяющее продолжить политику приватизации бюджетной сферы и сокращения социальных расходов государства при одновременном росте коррупциогенности бюджетных отношений); и «развитие налоговой системы и повышение её конкурентоспособности» (достаточно вспомнить регрессивную шкалу налогообложения фонда оплаты труда и отсутствие налоговых стимулов для развития наукоёмких производств»); и «межбюджетные отношения» (которые превратились в инструмент воспитания политической лояльности глав регионов, зависящих от межбюджетных трансфертов из федерального центра. Однако это всё пустые обещания и благие пожелания, которые не подкреплены не только реальными механизмами их достижения и реализации, но и результатами действий властей на протяжении последниз 10-12 лет.

Путин продолжил свою излюбленную тактику раздачи обещаний и призывов сделать так, чтобы завтра жилось лучше, чем сегодня и тем более вчера. Однако он ни слова не сказал о том, что было сделано за последние годы его подчинёнными из правительства в бюджетной системе и не поднял ни одного острого вопроса с привязкой к ответственности его министров за провал ранее данных обещаний. Ни слова по существу вопроса не было сказано про то, почему провалилась пенсионная реформа, несостоятельность и неадекватность которой была понятна экспертам ещё в 2004г. И почему те же самые «эксперты» (ученики Гайдара), которые разработали изначально нежизнеспособную реформу, не только не привлекаются к ответственности, но и сегодня руководят финансово-экономическим блоком правительства и привлекаются к разработке новой версии пенсионной реформы?

Ни слова не было сказано про обман россиян, которые поверили в красивые лозунги властей о повышении пенсионного обеспечения и обещания о достойной старости, начали перечислять средства на накопительную часть пенсии, а потом власти объявили, что эти деньги пойдут не на повышение их доходов на старости, а будут направлены в распределительную часть на покрытие стремительно разрастающегося дефицита пенсионного фонда, приближающийся к отметке в 1,5 трлн. Рублей. Точно такая же ситуация с данными Путиным ещё в середине 2000-х годов обещаниями повысить так называемый коэффициент замещения выпадающего дохода с 30 до 50% (было даже намерение достичь планки стран Европейского союза — 60%) к 2010-2012гг. Как и следовало ожидать, этот лозунг оказался популистским – коэффициент замещения не превышает 37-38% и в последние годы наметилась тенденция к его снижению. Теперь борьба идёт за планку в 40%, однако в рамках по сути дела регрессивной налоговой системы для этого инициируется скрытое повышение срока выхода на пенсию через увязку размера пенсии с трудовым стажем, отменяются многие льготы (для матерей, работников опасных производств, инвалидов и т.д.) и т.д. Об этом президент также предпочёл умолчать.

Точно так же, как Путин не стал ни слова говорить о том, почему в России через бюджетную систему перераспределяется менее 35-37% ВВП (речь идёт о консолидированном бюджете), тогда как в крупнейших экономически развитых странах через бюджет распределяется от 47 до 65% национального дохода? И почему на протяжении последних лет этот показатель не только не растёт, но даже начинает снижаться? Также ни слова не было сказано по поводу того, почему в России бюджетная система исполняет исключительно фискальную функцию (т.е. нацелена на пополнение бюджета и резервных фондов, стимулирующих экономический рост за рубежом), причём в её худшем, обдирательном виде. И вообще не исполняют распределительную, стимулирующую, регулирующую, информационную и социальную функцию.

Забыл президент объяснить парадоксальную ситуацию, при которой бедные и социально незащищённые россияне платят за красивую жизнь богатых. Сегодня Россия является, пожалуй, единственной крупной экономикой в мире, в которой даже не в теории и не в качестве научного эксперимента, а на практике применяется не только плоская, но даже регрессивная шкала НДФЛ и социальных взносов. Для 80% россиян налоговая нагрузка на фонд оплаты труда составляет 43% (13% НДФЛ и 30% отчисления во внебюджетные фонды), тогда как для 3-5% наиболее богатых россиян, контролирующих 85% крупной собственности в России, применяются потолки отсечения и понижающие ставки. А для тех, кто активно использует оффшорные компании, фирмы-однодневки и дивидендные выплаты, нагрузка на фонд оплаты труда может опускаться ниже 10-15%. В ряду случаев эффективна ставка на фонд оплаты труда российских миллиардеров и обслуживающих их интересы чиновников может опускать до 6% и ниже. В последнее время этому способствует институт благотворительных фондов, который стремительно превращается в весьма действенный и статусный инструмент легализации преступных доходов и уклонения от уплаты налогов для избранных представителей «оффшорной аристократии». 

Также Путин не стал поднимать вопрос о том, почему при формально профицитном бюджете Минфин продолжает судорожно занимать на внутреннем и внешнем рынке, стараясь максимально наполнить «подушку безопасности». В 2010г. таким образом только внутренний государственный долг федерального правительства вырос на 650 млрд. рублей, в 2011г. – на 1,1 трлн. рублей, а в 2012г. – на 550 млрд. Притом что размер ЗВР страны расширился с 420 до 530 млрд. долл., а размер Резервного Фонда – с 850 млрд. до 2,8 трлн. Рублей. Другими словами, с одной стороны Минфин хронически недофинансирует экономику, промышленность, инфраструктуру, ЖКХ и социальную сферу и втягивает Россию в долговую петлю внешних займов – внешний долг всей российской экономики в целом вырос с 538,8 до 684,3 млрд. долл. только за последние неполные полтора года (с января 2012г. по апрель 2013г.).

А с другой стороны, Минфин, следуя разрушительной доктрине «рыночного фундаментализма» в лучших традициях изжившего себя «Вашингтонского Консенсуса», умудряется при этом откладывать на «чёрный день» равнозначные по своему размеру финансовые ресурсы в нефтегазовой кубышке, создавая иллюзию спокойствия и стабильности.  Другими словами, одной рукой Правительство деньги из экономики изымает и вывозит за рубеж, а другой – их же и занимает у российских банков и финансовых институтов после того как те привлекут их на международных рынках капитала за неимением возможности кредитоваться внутри страны на совместимых с выживанием условиях.

Неудивительно, что самой динамично растущей статьёй в федеральном бюджете являются расходы на обслуживание государственного долга – эти затраты растут как в номинальном, так и в реальном (с учётом инфляции) выражении. Ещё в 2010-2011гг. на неё приходилось не более 200-220 млрд. рублей, в 2013г. – порядка 330 млрд., а к 2015г. расходы по оплате прибылей спекулянтов превысят отметку в 530-550 млрд. рублей. Для сравнения, на сельское хозяйство тот же федеральный бюджет выделяет менее 157 млрд. рублей, на ЖКХ – порядка 200 млрд, на культуру и кинематографию – 87 млрд., на спорт – 46 млрд. и т.д.

И снова пустые слова

Эксперты ожидали услышать от президента не просто слова и обещания ускорить экономический рост и обеспечить структурно-технологическую модернизацию, но также реальные меры и инструменты налогово-бюджетной политики, которые бы позволили дать мощный импульс развитию несырьевой промышленности и возрождению наукоёмких производств. Однако об этом не было сказано практически ни слова – Путин предпочёл вообще не заострять внимания на разрастании кризисных явлений в российской экономики, списав все тяготы и невзгоды на риски бюджетного кризиса в США и рецессию в Еврозоне. Президент воспользовался любимой тактикой чиновников – попытался переложить ответственность с одной больной головы на не менее здоровую с тем, чтобы не нести ответственность за сильнейший за последние 4 года спад производства на фоне стабильно высоких цен на энергоносители.

По вполне понятным причинам  президент не можем признать дефолт «экономики трубы» и провал проводившейся на протяжении последних 12 лет политики «кудриномики», подразумевавшей хищническое проедание «нефтедолларов» и иностранных кредитов, втягивание страны в долговую петлю внешних займов, деиндустриализацию экономики, а также паразитическую эксплуатацию производственного, научно-технического и инфраструктурного запаса прочности Советской эпохи. Если это сделать, то придётся автоматически расписаться в своей профессиональной непригодности и наводить порядок во властной вертикали – вычищать руководящий состав основных финансово-экономических ведомств от учеников Гайдара и Чубайса и заниматься реальной модернизацией и развитием экономики, что автоматически подорвёт источник коррупционных доходов правящего класса и олигархических кланов. Это крайне малоприятная и сложная работа – гораздо проще свалить ответственность за провалы на кого-нибудь за рубежом.

Совершенно неадекватным и необоснованным видится оптимизм президента относительно уже достигнутых успехов в области бюджетной политики, который содержится в преамбуле выступления. По мнению Путина, в 2013г. «последовательно выполнялись обязательства государства, в первую очередь социальные, обеспечена макроэкономическая стабильность». Совершенно не понятно, о какой макроэкономической стабильности может идти речь в ситуации, когда буквально на глазах происходит скатывание отечественной деиндустриализированной экономики в откровенно депрессивное состояние, а по итогам первых месяцев 2013г. наблюдается сильнейшее с кризисного 2008-2009гг. затухание производственной, инвестиционной и потребительской активности. Стоит напомнить, что в первом квартале 2013г. годовые темпы роста производства товаров и услуг по основным видам экономической деятельности, обеспечивающим без малого ¾ ВВП России, зафиксирован рост на 0,6%, что выглядит откровенным провалом на фоне 5,9% и 5,4% в аналогичном периоде 2011 и 2012гг.

Одновременно с этим в январе-апреле текущего года годовые темпы роста ВВП сжались в 3 раза (с 4,8% до 1,6%) по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, прирост промышленного производства сжался аж в 7 раз (с 3,3 до 0,5%), производство продукции сельского хозяйства — в 2 раза (с 4,3 до 2,1%), в обрабатывающей промышленности — в 3,5 раза (с 4,2% до 1,2%), в добывающих производствах – в 7 раз (с 1,5% до 0,2%), а в секторе естественных монополий (газ, вода, тепло, электроэнергия) рост на 1,9% сменился спадом на 0,8%. Хуже всего обстоят дела в грузообороте на транспорте, который традиционно рассматривается в качестве опережающего макроэкономического индикатора, отражающего реальное положение дел в промышленности и производственном комплексе страны – рост на 4,3% сменился усаливающимся спадом на 1,3%. При этом на железнодорожном транспорте ситуация становится всё более критической – рост на 4,3% сменился обвалом на 4,1%.

Наряду с этим темпы роста объёма предоставленных населению платных услуг сократились в 1,7 раза (с 4,6 до 2,7%), розничный товарооборот – в 2 раза (с 7,7 до 3,9%), а объём инвестиций в основной капитал после роста 14,1% в январе-апреле 2012г. сократился на 0,2% в аналогичном периоде текущего года. Вкупе со спадом экспорта 4,9% и продолжающимся ростом импорта на 3,4%, а также вышедшей из под контроля инфляции (даже официальный индекс потребительских цен ускорился до 7,2% в январе-мае по сравнению с 3,8% годом ранее), это не сулит ничего хорошего российской деиндустриализированной «экономике трубы».

Тем более на фоне продолжающегося на протяжении последних лет скачкообразного роста потребительского кредитования со стороны банковского сектора – кредитование населения увеличивается в среднем на 37-40% в год на протяжении 2011-2013гг. и по итогам первых четырёх месяцев текущего года прирост составил без малого 39%, что на фоне сжимающегося производства и депрессивного состояния в реальном секторе экономики усиливает макроэкономические дисбалансы, зависимость от импорта и рост просроченных кредитов ценой искусственного раздувания потребительской активности и поддержания на плаву отечественной экономики.

Развал бюджета на 2013г.

Неудивительно, что принятый осенью 2012г. с широкой помпой и освещением в СМИ федеральный бюджет на 2013г. и плановый период до 2014-2015гг. трещит по швам и разваливается уже в первые месяцы текущего года. Изначально было понятно и независимые эксперты предупреждали Правительство, что бюджет на 2013г. принимается на основании чрезмерно оптимистичных прогнозов относительно ситуации в российской экономики, что делает его нереализуемым уже на стадии базовых макроэкономических предпосылок. Уже осенью всем здравомыслящим экономистам было совершенно очевидно, что никакого роста ВВП на 3,6% в 2013г. не будет – нужно будет побороться за прирост хотя бы на 2%. Обещанный рост промышленного производства на 2,5-3% сменился спадом в январе-феврале и едва заметным ускорением в марте и апреле. По итогам января-апреля текущего года промышленное производство увеличилось на едва заметные 0,5%. На фоне 4,3% годом ранее иначе как катастрофой это назвать не получается.

Также как и инфляция в 5,5% выглядела откровенной утопией на фоне стремительного роста цен на услуги естественных монополий (газ, вода, электроэнергия, ЖКХ, транспортные перевозки и т.д.) на 15-20%. Неудивительно, что в мае темпы роста потребительских цен ускорились до рекордных за последние 2 года 7,4%, а по итогам января-мая прирост цен составил более 7,2%. Чем-то из области фантастики выглядел и прогноз по движению капитала – вплоть до конца 2012г. чиновники искренне верили, что в 2013г. после оттока 54,1 млрд. долл. в 2012г. будет зафиксирован нетто-приток в размере 10-15 млрд. И это притом что только за период 2008-2012гг. частным сектором из России в чистом виде было вывезено свыше 362 млрд. долл. – т.е. без малого годовой федеральный бюджет России в ценах 2012г. А по итогам января-апреля, по предварительным оценкам Банка России, чистый отток капитала из России превысил отметку в 30 млрд. долл. – более 50% от совокупного бегства капитала в 2012г.

В таком случае не стоит удивляться тому, что, несмотря на стабильно высокие цены на нефть, по итогам января-апреля 2013г., по предварительным оценкам Федерального Казначейства, дефицит федерального бюджета превысил планку в 0,4% ВВП (или 75,6 млрд. рублей). Российский бюджет разваливается буквально на глазах по мере разрастания кризисных явлений в экономике, загнивания отечественной несырьевой промышленности и исчерпания паразитической модели «роста без развития».

Многолетние срывы с исполнением бюджета

Более того, президент ни слова не сказал о продолжающихся уже даже не первое десятилетие срывах в исполнении принятого на законодательном уровне закона о федеральном бюджете. Мало того, что, начиная с 2011г. полным ходом идёт процесс сокращения расходов на национальную экономику, науку, образование, здравоохранение, ЖКХ, инфраструктуру и социальную поддержку как в реальном выражении (т.е. с учётом официальной заниженной инфляции), так и в относительном (в % к ВВП). Одновременно с этим находящиеся у руля финансово-экономическим блоком правительства идейные ученики Гайдара, Чубайса, Кудрина, Ясина, Мау и прочие сторонники доктрины «рыночного фундаментализма» всеми силами стараются недоисполнить и недофинансировать не связанные с обслуживанием государственного долга и удовлетворением их корыстных коррупционных аппетитов статьи.

Для сравнения, по итогам 2011г. в силу недофинансирования экономики, затягивания сроков выделения бюджетных ресурсов и искусственного увеличения внутренних и внешних заимствований чиновникам Минфина удалось исполнить доходную часть федерального бюджета России аж на 102,2% от запланированной величины, тогда как расходная часть была исполнена менее чем на 98,2%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2012г. – доходная часть была исполнена на 99,6% от запланированного уровня, тогда как расходная ведомость под разными предлогами была исполнена менее чем на 99,3%, что позволило Минфину отчитаться о крайне низком дефиците федерального бюджета по итогам финансового 2012г. и дало возможность увеличить размер Резервного фонда ни много ни мало на 1,090 трлн. рублей, увеличив его размер до 1,885 трлн. рублей, а ФНБ – до 2,794 трлн. рублей.

Отдельная тема для разговора, о которой Путин упомянул как бы вскользь – постоянно возрастающая зависимость российской бюджетной системы от сырьевых доходов и, как следствие, расширяющийся ненефтегазовый дефицит федерального бюджета. Если в 2000-2004гг. и вовсе имел место ненефтегазовый профицит в системе государственных финансов, то в 2009г. дефицит достиг рекордных 13,7% ВВП, а по итогам 2012г. превысил отметку в 10,6% ВВП. В ближайшие годы в правительстве обещают снизить этот показатель до 7-7,5%. Однако важна цена вопроса – достигаться это будет за счёт ещё большего сокращения расходов на экономику и социальную сферу как в абсолютном, так и в относительном выражении (в % к ВВП).

Хуже того, по итогам первых трёх месяцев 2013г. зависимость российской бюджетной системы от сырьевого сектора и поступления экспортной валютной выручки (65% которой обеспечивается нефтегазовым комплексом, а ещё 37% — металлами, лесом, нефтехимией, удобрениями и прочей продукцией низких переделов) стала ещё более критической — ненефтегазовый дефицит федерального бюджета расширился до 10,1% ВВП, что заметно хуже 9,8% годом ранее. Наряду с этим произошло весьма заметное сокращение доходной базы – совокупные доходы федерального бюджета по итогам первого квартала 2013г. составили менее 20,8% ВВП, что на 1,2 процентных пункта ниже показателя аналогичного периода 2012г.

Хроническое недофинансирование экономики

Помимо этого Путин ни слова не сказал про продолжающуюся практику недофинансирования отечественной экономики, инфраструктуры, науки и социальной сферы даже в рамках того антисоциального и антимодернизационного бюджета (о чём был вынужден заявить даже глава МЭР Андрей Белоусов), который был пролоббирован Минфином в конце 2012г. По предварительным оценкам Федерального казначейства, по итогам января-апреля 2013г. доходная часть бюджета исполнена на 32,8%, тогда как расходы государства по финансированию модернизации и майских указов президента по-прежнему придерживаются, в результате чего расходная ведомость исполнена менее чем на 31,4%.

Стоит отметить, что, если расходы на финансирование национальной обороны и ВПК, которые погрязли в громких коррупционных скандалах и нецелевом использовании средств налогоплательщиков, исполнение расходов идёт даже с опережением графика (за четыре месяца исполнен 41% годового плана), то степень исполнения расходной части федерального бюджета по финансированию национальной экономики не превышает 25,4%. При этом водное хозяйство профинансировано менее чем на 13,5%, транспорт – на 17,2%, общеэкономические вопросы – на 19,4%, дорожное хозяйство (так называемые дорожные фонды) – на 14,1%.

Судя по всему, чиновники в Минфине и на местах создаёт максимально благоприятные условия для разворовывания средств налогоплательщиков – триллионы рублей будут бесконтрольно влиты в экономику в авральном режиме в последние два месяца 2013г., что создаст всплеск инфляции, обесценение рубля, скачкообразный рост воровства и вывоза капитала из России. Именно эту логику поведения чиновников мы наблюдаем все последние годы – весь год удерживать бюджетополучателей на голодном пайке в состоянии недофинансирования, а потом вливать до 20-25% годовых расходов в течение последних месяцев и спешно разворовывать финансовые ресурсы государства.

Совершенно удручающая ситуация складывается с финансирование системы ЖКХ, износ основных фондов в которой подскочил с 47 до 56% за период 2000-2012г., а в действительности достигает 75-80%, находясь в аварийном состоянии на грани техногенной катастрофы. Мало того, что за период с 2011 по 2015гг. властями запланировано сокращение расходов на ЖКХ без малого в 4,5-5 раз, так ещё и те копейки, которые планируются в ФЗ «О федеральном бюджете» (а это, пожалуй, один из самых главных и первостепенных для существования государства и общества законов), не доходят то этой жизнеобеспечивающей сферы. Согласно оценкам Федерального казначейства, по итогам января-апреля 2013г. исполнение расходной ведомости федерального бюджета на финансирование системы ЖКХ осуществлено менее чем на 7,1%! При этом, если коммунальное хозяйство и жилищное хозяйство профинансированы хотя бы на 11,5 и 9,7% (да, это крохи, но хоть какие-то ресурсы) от годовой сметы соответственно, то на благоустройство территорий и домов, а также на прикладные научные исследования в области ЖКХ за первые четыре месяца текущего года было выделено 0% от суммы подлежащих перечислению ресурсов.

Сравнительно неплохо исполняется финансирование охраны окружающей среды и образования – эти статьи профинансированы на 36,5 и 42,1% соответственно. Также более-менее адекватно и в срок выделяются ресурсы на поддержку здравоохранения и социальную политику – эти статьи исполнены на 36,2 и 31,1% соответственно.

Однако и здесь не обошлось без перекосов и откровенных провалов – скажем, дошкольное образование, с которым ситуация становится откровенно критической в подавляющем большинстве крупных городов России, профинансировано менее чем на 14,8%. Прикладные научные исследования в данной области получили менее 20,4% от запланированной на текущий год поддержки. Зато молодёжная политика финансируется ударными темпами – сметная ведомость на поддержку проправительственных пропагандистских молодёжных организаций исполнена более чем на 85,4%.

Судя по всему, правящие власти продолжают уделять повышенное внимание вопросам промывки сознания и воспитания шапкозакидательского ура-патриотизма среди молодёжи. Это вполне согласуется с политикой на разрушение системы высшего, среднего и профессионального образования и дебилизации населения. Менее чем на 23,1% профинансирована санаторно-оздоровительная помощь. На голодном пайке традиционно находится и социальное обслуживание населения – за четыре месяца 2013г. перечислено 24,5% от запланированных на год ресурсов.

Весьма пристальное внимание чиновники уделяют вопросам манипулирования сознания, формирования повестки дня и пропаганде – на поддержку СМИ было выделено без малого 42,1% от запланированного объёма государственных ресурсов. Безусловно, не обижены оказались финансовые спекулянты и международные кредиторы России, удовлетворение интересов которых, судя по всему, как и в период 1990-х годов, является одним из основных приоритетов правящих властей и финансово-экономического блока правительства. Неудивительно, что на обслуживание государственного и муниципального долга в январе-апреле было выделено 33% от годового плана расходов. При этом в глаза бросается озабоченность российских властей и учеников Гайдара интересами иностранных кредиторов – их интересы рассматриваются как святая святых и безусловное обязательство. Можно недофинансировать науку, образование, ЖКХ, инфраструктуру, амбулаторное и стационарное лечение, профилактику социально обусловленных заболеваний и донорства, сельское хозяйство и транспорт, но ни в коем случае нельзя наступить на карман транснациональном капиталу.

Показательно, что на финансирование государственного внешнего долга выделено 37,9% от годовой сметы затрат, тогда как на обслуживание внутреннего долга – менее 31,7% — как показал опыт дефолта 1998г. можно забыть про граждан России и обязательства перед отечественными кредиторами, но забывать про интересы транснациональных банков и международных финансовых спекулянтов, на счетах которых хранят свои многомиллиардные состояния отечественные коррумпированные чиновники, олигархи и криминальные структуры, не стоит. В лучшем случае, можно очень быстро потерять всё неправедно нажитое за 20-летие «рыночных преобразований» состояние. В худшем, не сумев доказать легитимность капитала и законный характер происхождения имущества можно быть привлечённым к ответственности в США и фешенебельных странах Европы по обвинению в коррупции и финансировании международного терроризма. 

Также весьма сильный провал с финансированием и исполнением бюджетных расходов наблюдается в сфере культуры и кинематографии – расходная часть федерального бюджета за январь-апрель исполнена менее чем на 22,2%. И если на культуру было выделено порядка 24,1% годового размера ресурсов, то кинематографии перепало менее 7,8%. Крайне показательна недальновидность чиновников — государственный материальный резерв профинансирован всего лишь на 11,9%, тогда как мобилизационная подготовка экономики – на 10,7%. Как показали события на Ближнем Востоке, «арабская весна» и конфискационная политика руководства Европейского союза по отношению к российскому капиталу на Кипре, а также начавшаяся под эгидой США показательная борьба с оффшорами и незаконным капиталом (пол эту категорию может попасть практически весь капитал российского происхождения), пренебрежение к вопросам обеспечения защиты национальных интересов может оказаться большой ошибкой.

Какофония Минфина

Весьма правильно президентом указан тезис о том, что планирование мер социально-экономического развития, модернизации производства, реиндустриализации с одной стороны и бюджетное планирование, с другой, по-прежнему остаются крайне слабо скоординированными. Если говорить объективно, то следует признать, что между красивыми предвыборными лозунгами и правильными по своей сути майскими указами президента – пропасть: предвыборные обещания и планы не обеспечены финансовым ресурсами. Пролоббированное в конце 2012г. нынешним главой Минфина Антоном Силуановым (идейным учеником Алексея Кудрина и его верным соратником) вкупе с продолжающейся политикой изъятия якобы незаработанных нефтедолларов из экономики и стерилизации якобы избыточной денежной массы Не удалось в полной мере обеспечить приоритезацию структуры расходов бюджетной системы и увеличить долю средств, направленных на развитие человеческого капитала и инфраструктуры.

До сих пор цели и задачи социально-экономической политики и итоги их реализации рассматриваются отдельно от вопросов бюджетной политики. Встаёт закономерный вопрос – а чем на протяжении последних 12 лет занимался Минфин и МЭР, которые должны были бы уже давно увязать долгосрочные стратегии и программы развития российской экономики с реальными действиями в области налогово-бюджетной политики. Сегодня же складывается ситуация, при которой красивые планы и «прожекты» Минэкономики живут своей жизнью, а Минфин при реализации налогово-бюджетной политикой руководствуется своими интересами и приоритетами.

Одновременно с этим Центральный Банк, в чьих руках находится денежно-кредитная политика и контроль за эмиссией рубля, руководствуется своими целями и задачами. И это уже не говоря об отсутствии даже намёка на хоть какую-то систему оценки эффективности бюджетных расходов – главный принцип Минфина и его руководства: чем меньше денег дашь, тем эффективней работаешь. А так как гораздо проще и приятней отбирать деньги у не имеющих политических прав и реальной власти социальных групп, то страдают самые обездоленные и социально незащищённые – 75% россиян, чьи доходы не дотягивают до среднего показателя по России (24,5 тыс. рублей).

Кризисное состояние региональных бюджетов

Отдельного  внимания заслуживает тезис Путина о стремительно возрастающей долговой нагрузке на региональные и местные бюджеты и увеличение рисков неплатежей по муниципальным и региональным долгам. Стоит напомнить, что в 2012г. практически в каждом третьем субъекте РФ (т.е. в 26 субъектах Российской Федерации), долговые обязательства превысили отметку в 50% по отношению к собственным доходам. Весьма показательно, что размер задолженности субъектов регионов подскочил 456,8 млрд. рублей в начале 2008г. до 1,267 трлн. Рублей в апреле 2013г.

Одновременно усиливается крайне негативная тенденция деградации структуры бюджетных расходов регионов – происходит стремительное сокращение удельного веса расходов субъектов федерации инвестиционного характера, направленные на модернизацию производств, капитальный ремонт транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также подъём наукоёмкой обрабатывающей промышленности и создание новых рабочих мест.

У регионов на это просто-напросто нет денег – практически вся доходная база изъята в пользу федерального центра, а обязательства по финансированию социальных расходов переложены на плечи региональных и муниципальных бюджетов. Находясь в политической зависимости от Кремля, они предпочитают «проедать» имеющиеся финансовые ресурсы, а не направлять средства на развитие экономики и производств – с электоральной точки зрения это бессмысленная трата времени, сил и финансовых ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *