Правительство пошло навстречу нефтяникам по ценам на бензин
Принятое по итогам совещания вице-премьеров с представителями нефтегазовых компаний решение «создаст условия для изменения конечных розничных цен не выше годовой инфляции», сообщили в правительстве
На совещании у вице-премьеров Александра Новака и Дмитрия Григоренко 10 марта с представителями нефтегазовых компаний и профильных ведомств обсудили ситуацию на рынке бензина и дизельного топлива, сообщает РБК.
«По итогам обсуждения участниками совещания было решено откорректировать заложенную в формуле действующего демпферного механизма цену внутреннего рынка на уровень фактических темпов роста розничных цен в 2019-2020 годах, а также использовать фактические темпы роста розничных цен для расчета демпфера в будущие периоды. Это должно улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора и создать условия для изменения конечных розничных цен не выше годовой инфляции», – цитирует «Коммерсантъ» сообщение, опубликованное на сайте правительства.
Демпфер нужен для поддержки стабильности цен на топливо на внутреннем рынке, вне зависимости от колебания стоимости нефти в мире: при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет. Но с начала 2021 года индикативная цена на бензин и дизтопливо (оптовая цена, которую устанавливает правительство), заложенная в формулу демпферного механизма, росла быстрее розничной (не должна превышать темпы инфляции), поэтому рентабельность АЗС сильно упала.
В 2018 году, после того как на топливном рынке взлетели цены, правительство сначала их заморозило, а затем запустило демпфирующий механизм для стабилизации доходов компаний и цен на АЗС.
В конце января 2021 года предправления «Газпром нефти» Александр Дюков предложил индексировать демпфер в пределах инфляции, а не на 5%, как сейчас предусмотрено демпферным механизмом. «Сквозная маржа (маржа от переработки нефти на НПЗ до сбыта нефтепродуктов) постепенно начинает сжиматься. Речь идет о том, чтобы индексировать демпфер, но не на 5% в год, как сейчас. Если розничные цены растут на 1,5-2%, то проводить индексацию [индикативных цен] нужно в том же размере», – говорил он. На совещании 10 марта, по сути, согласились с этим предложением – демпфер будет рассчитываться с использованием фактических темпов роста розничных цен, говорится в сообщении пресс-службы правительства.
Еще в конце февраля Минфин сообщал о готовности скорректировать индикативные цены и индексировать их только на 1%, но лишь с 2024 года. Но это не устроило нефтяников.
В итоге, ведомство согласилось с тем, «что для стабильности внутреннего рынка требуется умеренный рост акцизной нагрузки на реализацию бензина и дизельного топлива».