Сергей Обухов: Минпросвещения не видит проблемы в росте числа детей-сирот без жилья
Именно так можно охарактеризовать ответ, полученный депутатом Госдумы Сергеем Обуховым из Министерства просвещения Российской Федерации.
Ранее мы уже рассказывали о том, как хитро и незаметно для жителей нашей страны сокращаются расходы на одни из самых уязвимых слоев населения – инвалидов и детей-сирот.
О ситуации с последними из них – детьми-сиротами хотелось бы рассказать поподробнее.
По данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), количество детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2019 году составляло 175 тыс. человек, в 2020 – 191 тыс., в 2021 – 201 тыс., а в недавно прошедшем 2022 – 208 тыс. человек.
Таким образом, мы видим т.н. нарастающий итог – увеличение количества необеспеченных жильем детей-сирот.
Стоит отметить, что на проблему ещё в 2020 году указывала и аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, отметившая, что на начало года около 60% из нуждающихся — это дети-сироты старше 18 лет – т.е. те, кто уже вынужден самостоятельно думать над тем, где ему проживать в ожидании положенной квартиры.
Вариантами решения проблемы обеспечения детей-сирот жильем от Счетной палаты Российской Федерации, как мы уже рассказывали ранее, могли бы стать:
— активное использование механизмов компенсации расходов на аренду и коммунальные платежи для детей-сирот, которые не получили своевременно положенное им жилье, либо предоставление им на время ожидания жилых помещений безвозмездно;
— введение жилищного сертификата, который дает право детям-сиротам старше 23 лет самостоятельно покупать жилье.
Депутат Сергей Обухов поддержал эти предложения, направив депутатский запрос в Минпросвещения с требованием рассмотрения этих инициатив.
В своем ответе Минпросвещения сообщило, что поддерживает идею предоставления детям-сиротам жилищных сертификатов, однако, как выяснилось, видит её несколько иначе, чем депутат.
В ходе беседы с помощником депутата Сергея Обухова представитель Минпросвещения, готовивший ответ, сообщил, что жилищный сертификат -крайне востребованный инструмент у детей-сирот.
Основание для данного вывода – обращение сирот за сертификатами.
При этом, представителем ведомства были почему-то проигнорированы причинно-следственные связи между востребованностью существующей системы сертификатов и отсутствием других возможностей приобрести жилье (срок ожидания квартиры в очереди, например, в 2022 году – от 15 до 25 лет, а инициативу по оплате детям-сиротам аренды жилья на это время, по словам представителя ведомства, власти не поддерживают).
Кроме того, как стало известно из беседы с представителем министерства, самостоятельный мониторинг соотношения суммы сертификата с рыночной стоимостью жилья Министерством не ведется.
Приведем пример из столичной практики – в 2016 году департамент городского имущества Москвы не смог использовать средства федеральной субсидии на покупку жилья для детей-сирот, что лишило департамент права на субсидии в 2017 и 2018 годах.
Причина – закупочная стоимость квартиры, которую Минпросвещения, на основании данных Минстроя, определило в 3 млн. рублей, при минимальной рыночной стоимости квартиры в Москве в 4 млн.
Итог – деньги, выделенные на эти цели, остались не востребованы, что создает предпосылки для снижения расходов на эти цели. Ведь, действительно, зачем предоставлять сиротам жилье, когда можно в угоду банковскому сектору «втюхать» сироте ипотечный кредит под маской жилищного сертификата?
Таким образом, мы видим фактическое искажение позитивной идеи – жилищных сертификатов, покрывающих всю стоимость жилья, которая и была поддержана депутатов Сергеем Обуховым, в пользу ипотечного рабства, завернутого в фантик «новых мер социальной поддержки сирот».
Стоит заметить, что к таким же мерам сводятся и новые предложения Минпросвещения, заявленные в ответе ведомства.
Согласно предлагаемому Министерством законопроекту, предусматривается предоставление выплаты на покупку квартиры для социально адаптированных детей-сирот старше 23 лет.
При этом, сумму выплаты будет снова определять Минстрой, причем не на основании рыночной стоимости квартиры, а на основании каких-то, известных только специалистам этого ведомства, формул.
Результат, разумеется, будет такой же, как и в случае с Москвой, т.е. денег на квартиру сироте хватать не будет, что вынудит его обращаться за ипотекой.
Как пояснил представитель министерства, этот момент был учтен Минпросвещения, поэтому в предлагаемом ведомством законопроекте речь идет о только платежеспособных (социально адаптированных) сиротах. Вот такая вот подмена понятий.
Что же касается отказа от сокращения выплат на единовременные пособия семьям, воспитывающим детей-сирот, то тут Минпросвещения, ответственное за данное направление, заявило о том, что оно не имеет отношения к решению этого вопроса, однако само обращаться никуда не собирается, предложив сделать это депутату самостоятельно! Фактически, такой ответ можно расценить как одобрение отказа от поддержки семей, воспитывающих детей-сирот.
В настоящий момент депутат Сергей Обухов намерен направить депутатский запрос в адрес Правительства Российской Федерации, в котором будет поднят вопрос об организации мониторинга Минпросвещением и Минстроем рыночных цен на жилье с целью оперативной корректировки закупочной стоимости квартир для детей-сирот, а также отражения рыночных цен при определении суммы сертификата, предоставляемого детям-сиротам для покупки квартиры.
Реализация данных мер позволит значительно улучшить ситуацию с обеспечением жильем детей-сирот и избавить их от необходимости брать ипотеку в рамках использования жилищного сертификата.
Кроме того, Сергей Обухов не намерен бросать вопрос о сокращении единовременных пособий для семей, воспитывающих детей-сирот, а, напротив, продолжит поднимать его на самых высоких уровнях с целью пересмотра решения об уменьшении бюджетных расходов на данное социально-значимое направление.