КПРФ Рязань

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени

В новой работе Геннадия Андреевича Зюганова «Русский стержень Державы» сказано: «На Руси общее патриотическое чувство возникло гораздо раньше, чем политическое, экономическое или культурное единство населявших её народов. Поэтому все недруги России старались, как и сегодня, разрушить это чувство, превратить русских и другие близкие им народы Евразии во второсортное подобие немцев, ордынцев, византийцев, варягов, хазар… Но всякий раз патриотическое чувство оказывалось сильнее внешнего давления. Русь так и не стала колонией, не растворилась в чуждых этносах. Это уже само по себе было историческим подвигом. Тем более в тех сложнейших условиях, которые выпали на долю нашей страны: холодный климат, недостаток земель, пригодных для сельскохозяйственной деятельности, откровенно враждебное окружение по всему периметру западных и восточных грани».

Патриотизм — составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства. А.Н. Радищев в работе «Беседа о том, что есть сын Отечества» исследовал сущность патриотизма. По его мнению, настоящего патриота характеризует бескорыстное стремление служить делу процветания Родины, установления в ней демократического порядка управления, развития и искусства. «Те, кто гонится за славою и похвалою, не только не приобретают для себя оных, но паче лишаются».

Патриотическое воспитание советской молодёжи являлось одним из самых главных направлений молодёжной политики, которое проводило советское государство. Вопрос о создании нового, социалистического общества, и соответственно, формирование нового, советского человека был важнейшей задачей.

Важную роль в подготовке молодого поколения к жизни играли общественные организации – в раннем школьном возрасте это были октябрята, затем дети вступали в пионерскую организацию, а в старших классах школы, в ПТУ, в техникумах, в вузах они становились комсомольцами, вступая в ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи). В этих общественных организациях при содействии старших товарищей дети, подростки учились самоуправлению и, следовательно, — организаторским навыкам, учились с позиций интересов коллектива, общества и личности оценивать факты повседневной жизни, вырастали патриотами своей Родины. Многие произведения искусства предвоенных лет были посвящены героике прошлого и выдающимся личностям минувших веков. Огромную роль в патриотическом воспитании молодого поколения сыграли знаменитый фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, роман «Пётр I» Алексея Толстого, роман «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и многие другие произведения.

9 мая, в 75-ю годовщину Великой Победы на праздничной интернет-конференции лидер КПРФ Г.А. Зюганов сказал: «Когда допрашивали пленных фашистских генералов, один из них сказал, что войну мы проиграли не только Красной Армии, но и советскому учителю, который за считанные годы смог подготовить такого умного, храброго и образованного солдата».

Для России переход к либеральной системе отношений в экономике, расслоение населения по имущественному признаку, коммерциализация всех сфер жизни означал, в первую очередь, трансформацию нравственно-культурного кода, разрушение ценностных установок. В последние десятилетия образовательные учреждения практически утратили воспитательные функции, и только недавно стали поддерживать классное руководство, создавать некоторые общественные детские организации.

Современная информационная среда оказывает огромное влияние на формирование ценностных установок, подчас носит агрессивный характер и является фактором повышенной опасности, в первую очередь, для детей и молодёжи. Это хорошо продуманная работа, цель которой – вытравить из памяти народной все, чем он гордится, заставить забыть имена истинных героев. Вот они, плоды «патриотического воспитания молодежи», героями стали предатели: генерал Власов, адмирал Колчак и им подобные. В современных школах перестали писать сочинение о подвиге Зои Космодемьянской, и зучать роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Следует напомнить, что роман был написан в 1946 году на основе реального подвига, совершенного в годы Великой Отечественной войны молодежной подпольной организацией. Напрашивается вопрос, а на каких примерах воспитывать молодежь? На примере лживых произведений А. Солженицына, которые как раз рекомендованы школьникам? Но на лжи о своей стране патриотизм не воспитывают.

Сегодня зачастую материальные ценности доминируют над духовными. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. Для значительной части молодежи характерна потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров. Отсутствие четкой системы ценностей привело к тому, что в трансляцию шествия «Бессмертный полк онлайн» одна молодежь поставила фото фашистов, а другая молодежь на пламени «Вечного огня над могилой рабочих и матросов» на Якорной площади в Кронштадте жарила шашлыки. Во многих молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотические же чувства закладываются в процессе жизни и социокультурной средой подрастающего поколения.

Встают вопросы — готов ли будет встать на защиту Отчизны тот, кто забыл чувство гордости за деяния предков? Способна ли стать национальной идеей защита счетов, яхт и дворцов олигархов? В год 75-летия Победы над фашистской Германией мы с особой силой осознаём это.

Г.А. Зюганов сказал: «У нас осталось очень мало времени на то, чтобы кардинально сменить либеральный курс. Но другого выхода попросту нет. Чтобы уверенно идти вперёд, Россия должна в полной мере ощутить себя наследницей Горького и Шолохова, Жукова и Рокоссовского, Симонова и Исаковского, Гагарина и Королёва, Макаренко и Сухомлинского, Мухиной и Вучетича, Прокофьева и Свиридова. Страна должна не стыдиться, а гордиться тем фактом, что эта плеяда блестящих имён была рождена Советской страной, социалистической отчизной, родиной Ленина и Сталина. Либо так будет, либо участь России может оказаться трагической».

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.